"Стратегическая внезапность была достигнута. Но не стоит упускать из вида тот факт, что на Белостокском выступе русские сосредоточили поразительно много войск, особенно механизированных; их количество там было большим, чем может показаться необходимым для ведения оборонительных действий".
Генерал-полковник Герман Гот
У Гитлера получилось ошарашить противника, это правда. Но не застать врасплох: Сталин не собирался нападать на Германию первым, но группировку советских войск на восточных границах увеличил.
В целом же однозначно оценить события июня 1941-го очень сложно. С одной стороны, через пограничные станции Брест и Чижев на запад уходили эшелоны с зерном и пиломатериалами. С другой – жители СССР уже чувствовали в воздухе запах гари и слышали рев моторов военных машин. Да и с Румынией к тому времени Сталин успел поссориться, вынудив ее сдать Бессарабию. Весной-летом 1941 года в Советском Союзе серьезное внимание стали уделять подготовке летчиков; люфтваффе все чаще нарушали воздушное пространство СССР, фотографировали местность и возвращались в места дислокации. В 9-й авиадивизии за считанные дни до начала войны советские военные принудительно «посадили» два самолета противника. Правда, вражеские пилоты к моменту посадки успевали полностью избавиться от компромата. Весной на участке Августовского пограничного отряда произошла, пожалуй, крупнейшая провокация за все предвоенное время: в наши пределы вторгся сразу 31 немецкий самолет. Правда, тогда Берия выпустил директиву, которая строго-настрого запрещала открывать огонь по немецким ВВС. Ограничивались лишь составлением акта о нарушении границы. А в начале лета 1941 года для люфтваффе и вовсе открыли воздушный коридор с разрешением садиться в Белостоке. И совсем по-другому дела обстояли в танковых войсках. В составе советской 4-й танковой дивизии было 355 танков, мощнейший мостостроительный батальон и 24 ствола калибра 122 мм на вооружении артиллерийского полка. Наши соединения были готовы к атаке, но от продвижения вражеских войск вглубь страны это не спасло.
В первые дни у самых границ царила полная неразбериха: подразделения периодически теряли связь и часто действовали, основываясь на противоречивых данных. Вести о прорывах до некоторых крупных городов доходили очень медленно, и людей едва успевали эвакуировать. 29 июня 1941 года у деревни Попелево произошло странное боестолкновение: 78-я пехотная дивизия вышла к деревне маршевыми колоннами. Здесь она вступила в схватку с полком, которым командовал полковник Яшин. Противники сходились врукопашную, со штыками и ручными гранатами. Артиллерию не применяли, потому что толком не понимали, где свои, а где чужие.
Враг превосходил наши войска тактически, прекрасно маневрировал огнем и был хорош в ближнем бою. Но кое-чего немцы все-таки не умели. Русские блестяще воевали в лесу, и в регионах Восточной Польши, Западной России и Западной Беларуси противнику приходилось очень тяжело. Солдаты Рейха понятия не имели об особенностях размещения огневых точек в лесу, делали лесосеки, по которым их легко обнаруживали с воздуха, а сами наших солдат не видели. Это было связано с тем, что в Германии учения в условиях леса не проводились из экологических соображений. Прошло очень много времени, прежде чем гитлеровцы освоились и перестали нести высокие потери.
Вам может быть интересно:
Порочные связи правителей
Самые крупные ограбления в СССР
Теневые правители Руси