Найти тему
Музей КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Бех Николай Иванович.

Бех Николай Иванович родился 2 января 1946 года в городе Коростянь Житомирской области Украинской ССР в семье рабочего железнодорожника.

С июля 1963 по август 1964 года он работал сверловщиком и токарем Коростянского локомотивного депо. В 1964 году Николай Иванович поступил в Киевский политехнический институт, после окончания которого в 1969 году, был направлен на Волжский автомобильный завод, где прошел трудовой путь от инженера-технолога до главного инженера металлургического производства.

23 июня 1980 года Васильев Лев Борисович - генеральный директор КАМАЗа приглашает его на работу в качестве директора крупнейшего в Европе литейного завода. Внизу фрагмент характеристики, которую дал ему Татарский обком КПСС.

-2

Внизу одна из первых фотографий Беха Николая Ивановича, сделанная на КАМАЗе. Поздравление работников литейного завода с получением государственных наград. 1981 год.

Слева направо: 1.	… 2.	Идиатуллин Шаукат Лотфуллович – заместитель директора литейного завода. 3. Боровиков Геннадий Петрович – бригадир плавильщиков литейного завода, Герой Социалистического труда (1981). 4. … 5. Анахин Владимир Владимирович – председатель профкома литейного завода. 6. Бех Николай Иванович
Слева направо: 1. … 2. Идиатуллин Шаукат Лотфуллович – заместитель директора литейного завода. 3. Боровиков Геннадий Петрович – бригадир плавильщиков литейного завода, Герой Социалистического труда (1981). 4. … 5. Анахин Владимир Владимирович – председатель профкома литейного завода. 6. Бех Николай Иванович

Внизу Бех Николай Иванович проводит экскурсию по литейному заводу для Бакина Бориса Владимировича – министра монтажных и специальных строительных работ СССР (стоит по правую руку от Беха Н.И.) 1983 год.

Стоят слева направо: 1. … 2. Геркен Виктор Вениаминович – заместитель генерального директора КАМАЗа по капитальному строительству. 3. Беляев Раис Киямович – первый секретарь Брежневского горкома КПСС. 4. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР.
Стоят слева направо: 1. … 2. Геркен Виктор Вениаминович – заместитель генерального директора КАМАЗа по капитальному строительству. 3. Беляев Раис Киямович – первый секретарь Брежневского горкома КПСС. 4. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР.

Но не только выполнением сложных производственных задач занимался Николай Иванович в это время. Бех Н.И. большое внимание уделял решению социально-бытовых вопросов литейщиков.

Идут слева направо: 1. Абросимов Вячеслав Петрович – главный инженер литейного завода 2. Бех Николай Иванович – директор литейного завода (1980-1984).
Идут слева направо: 1. Абросимов Вячеслав Петрович – главный инженер литейного завода 2. Бех Николай Иванович – директор литейного завода (1980-1984).

Именно при нём на литейном заводе был построен спортивный комплекс, открыты сауны и комнаты психоэмоциональной разгрузки, комбинат бытовых услуг. Также в то время для литейщиков работали две базы отдыха и зимний профилакторий «Ясная поляна». Дети работников отдыхали в двух летних пионерских лагерях на Азовском море. Музей литейного завода также впервые был открыт во время директорства Николая Ивановича.

Комната эмоциональной разгрузки на литейном заводе. Середина 1980-х годов.
Комната эмоциональной разгрузки на литейном заводе. Середина 1980-х годов.

Внизу на фотографии во время проведения ноябрьской демонстрации. Первая половина 1980-х годов.

Слева направо: 1. Чичкань Александр Николаевич – секретарь комитета ВЛКСМ литейного завода. 2. Бех Николай Иванович. 3. Идиатуллин Шаукат Лотфуллович. 4. Абросимов Вячеслав Петрович. 6. Минигалеев Ринат Минишаихович – секретарь парткома литейного завода. 7. Анахин Владимир Владимирович.
Слева направо: 1. Чичкань Александр Николаевич – секретарь комитета ВЛКСМ литейного завода. 2. Бех Николай Иванович. 3. Идиатуллин Шаукат Лотфуллович. 4. Абросимов Вячеслав Петрович. 6. Минигалеев Ринат Минишаихович – секретарь парткома литейного завода. 7. Анахин Владимир Владимирович.

Внизу на фотографии Бех Николай Иванович – делегат VI отчётно-выборной партийной конференции КАМАЗа. Рядом с ним знаменитый Баштанюк Геннадий Сергеевич – бригадир наладчиков литейного завода. 29 октября 1983 года.

-8

В ноябре 1984 года связи со строительством нового тракторного завода в Елабуге было принято решение генеральным директором назначить туда напористого Беха Николая Ивановича.

-9

Он активно взялся за дело, умело руководил работами по комплексному решению вопросов проектирования будущего Камского тракторного завода (КАМТЗ).

-10

Однако начатая в стране Перестройка не позволила довести до логического конца строительство тракторного завода. Внизу статья из журнала «Советский Союз», №12 за 1986 год.

Но строительство КАМТЗ законсервировали, а Бех Николай Иванович в мае 1987 года стал генеральным директором КАМАЗа.

На фотографии первый справа Пугин Николай Андреевич – министр автомобильной промышленности СССР (1986-1988).
На фотографии первый справа Пугин Николай Андреевич – министр автомобильной промышленности СССР (1986-1988).

Во второй половине 1980-х годов в экономической и политической жизни страны бродили новые идеи развития. В это время на долю Беха Николая Ивановича и его команды выпала задача осуществления крутого поворота во всей финансово-экономической и производственной деятельности предприятия в сторону рыночной экономики и проведения коренных преобразований в ней.

Какие же важные события произошли в то время, когда Бех Николай Иванович стоял во главе КАМАЗа?

-13

Бех Н.И. в конце 1980-х годов попытался модернизировать камазовскую кабину. Кто сегодня не знает про знаменитый «Проект-88», который был подготовлен командой Екимова Сергей Варламовича?

-14

В декабре 1987 года начался серийный выпуск народного автомобиля ОКА.

-15

В октябре 1988 года был выпущен 1 000 000 автомобиль КАМАЗ. В тот год было выпущено рекордное количество автомобилей КАМАЗ за всю 45-летнюю историю их производства!

-16

Открытие шахматно-шашечного клуба в городе, проведение всевозможных театральных фестивалей, выступление известных цирковых артистов, организация международных кинофестивалей «Женский мир» - это всё тоже Бех Николай Иванович.

-17

А сколько было сделано для развития спорта!

17 июля 1988 года была создана знаменитая команда «КАМАЗ-Мастер».

-18

В 1993 году футбольный клуб «КАМАЗ» впервые сыграл в Высшей Лиге Чемпионата России. Это было время, когда на стадионе в парке «Гренада» яблоку негде было упасть от большого количества болельщиков. Когда на каждый домашний матч в 1993-1996 годах приходили от 8 000 до 12 500 человек.

-19
На матче "КАМАЗ" - "РОТОР". 29 марта 1994 года. Слева направо: 1. Бех Николай Иванович - генеральный директор КАМАЗа (1987-1997) 2. Четверик Валерий Васильевич - главный тренер футбольного клуба « КАМАЗ» 3. Сигал Владимир Борисович – заместитель генерального директора КАМАЗа – коммерческий директор  4. Нурмухаметов Наиль Саитович – заместитель генерального директора КАМАЗа по социальному развитию (1990-1996) 5. Паслов Вадим Николаевич – технический директор КАМАЗа – первый заместитель генерального директора (1988-1994).
На матче "КАМАЗ" - "РОТОР". 29 марта 1994 года. Слева направо: 1. Бех Николай Иванович - генеральный директор КАМАЗа (1987-1997) 2. Четверик Валерий Васильевич - главный тренер футбольного клуба « КАМАЗ» 3. Сигал Владимир Борисович – заместитель генерального директора КАМАЗа – коммерческий директор 4. Нурмухаметов Наиль Саитович – заместитель генерального директора КАМАЗа по социальному развитию (1990-1996) 5. Паслов Вадим Николаевич – технический директор КАМАЗа – первый заместитель генерального директора (1988-1994).

Под непосредственным руководством Беха Н.И. впервые в Советском Союзе в 1990 году было создано крупнейшее акционерное общество «КАМАЗ».

-21
Профсоюзный билет Беха Николая Ивановича.
Профсоюзный билет Беха Николая Ивановича.

Должность Беха Николая Ивановича стала именоваться «Президент – генеральный директор АО «КАМАЗ».

Но, снижение количества автомобилей КАМАЗ, заключение кабальных кредитных договоров, введение чеков и талонов, увольнения работников, первые забастовки и пожар на заводе двигателей 14 апреля 1993 года – это тоже Бех Николай Иванович.

На фотографии 1994 года справа Алтынбаев Рафгат Закиевич – мэр города Набережные Челны.
На фотографии 1994 года справа Алтынбаев Рафгат Закиевич – мэр города Набережные Челны.

1 сентября 1997 года Бех Николай Иванович уволился из АО «КАМАЗ» в связи с истечением срока трудового договора.

Позднее он работал советником мэра Москвы по промышленной политике, генеральным директором ОАО «Московская управляющая финансовая компания», вице-президентом акционерной компании «СИБУР», руководителем других коммерческих компаний.

В декабре 2019 года во время праздничных мероприятий, посвящённых 50-летию с начала строительства КАМАЗа, Бех Николай Иванович побывал в Набережных Челнах.

-24

В 1992 году Бех Н.И. был признан «Человеком ХХ века». Таким званием его удостоил Международный биографический центр в Кембридже (Англия). Вот как об этом писала газета «Вести КАМАЗа» от 3 декабря 1992 года.

-25

В 1994 году Бех Николай Иванович был включен в 4 издание «5000 личностей мира». Внизу заметка из приложения «Дюжина» от 9 апреля 1994 года рассказывает об этом событии.

-26

Бех Николай Иванович имеет правительственные награды: Орден «Знак Почета» (1973), Орден Трудового Красного знамени (1981), Орден Дружбы народов (1991), Орден «За заслуги перед Отечеством 3 степени» (1995).

Бех Николай Иванович скончался 3 апреля 2021 года.