Предпосылки зарождения искусства Индонезии связывают с прибытием австронезийцев около 5000 лет назад. А недавние находки наскальных рисунков датируемых 44 000 лет на территории Индонезии заставили ученых переосмыслить эволюцию человечества и представления о том, как человечество научилось рисовать.
Наскальные рисунки – одно из свидетельств возникновения индонезийского искусства. Например, такие «следы» были найдены на территориях Западного Папуа в районе озера Сентани (Sentani), или же Южном Сулавеси, Малуку, на островах Кай, Бабар и т.д. Там же были найдены отпечатки ладоней и стоп. В Сулавеси такие рисунки предположительно относят к 8000-летней культуре поселения тоалиан (Toalian).
На территории Южной Суматры были найдены изображения животных 2000-летней давности, выполненных из красной и желтой глины, (древесного) угля, охры на пещерных стенах.
Трудно объяснить значение тех надписей и рисунков, но можно предположить, что рисунки ладоней, изображенных без пальцев, имеют связь с предками или с их духами. Даже сегодня на территории Западного Папуа жители отрезают себе пальцы как символ скорби по ушедшим родственникам. По верованию людей, отпечатки ладоней принадлежат сверхъестественным существам, которые еще обитали до появления человека.
Также некоторые рисунки на камнях могут непосредственно отражать образы самих мифологических существ, которые сегодня уже позабыты.
Среди поселения даяков (Dayak) на Калимантане и индонезийцев, проживающих на востоке, люди продолжают изображать гениталии, что в искусстве олицетворяет плодородие и продолжение рода. Это вполне могло сохраниться с тех давних времен. В то время как изображение животных можно ассоциировать с мистическими духами предков, как связь с потусторонним миром. Так, среди тех же даяков и батаков на Северной Суматре ящерицы и крокодилы все еще символизируют существ, которые защищают от злых духов и являются хранителями души предков.
Но помимо изображений, в Индонезии есть еще скульптуры как памятники, хранящие сведения о зарождении искусства на территории Индонезии, большинство которых относятся к периоду мегалита. В Индонезии этот период зовут «каменный» или «вату» (watu) на местном диалекте, и «арча» или «статуя» на индонезийском.
Например, в Долине Бада (Центральное Сулавеси) были найдены (ок. 14 в.) скульптуры мужчины и женщины, чьи руки тянуться к животу, охватывая свои гениталии. На лице изображены только нос и глаза, рта нет. Сведений о том, для чего были созданы скульптуры – нет, но подобные фигуры из дерева можно встретить на других территориях, например, Калимантане и Ниасе (Pulau Nias).
Другим примером служат фигуры на территории Пасемах Платеaу (Pasemah Plateau, Южная Суматра), которые кардинально отличаются от тех, что на Калимантане, в первую очередь своей гуманоидной формой.
Появление бронзовых фигур предполагают 500 г. до н.э. по всему архипелагу, которые были выполнены по большей части способом литья. Основные мотивы – человек, животные, геометрические формы, мотивы донгшона (доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века).
Мотивы птиц, дерева жизни, кораблей, в первую очередь, запечатлены на бронзовых статуях, топорах, чашах, которые использовались во время ритуалов. Идентичные мотивы можно обнаружить и на текстильных изделиях.
В 2014 и 2018 гг. ученые под руководством австралийского археолога Адама Брумма (Adam Brumm, Australia's Griffith University) обнаружили наскальные рисунки и трафаретные рисунки кистей рук, сделанные путем выдувания краски вокруг прижатой к скале ладони возрастом в 44 000 лет на территории Сулавеси и Борнео. Серия из рисунков достигает 5 метров (16 футов), которая раскрывает целую историю – сцены охоты людей на аноа и целебесскую свинью с помощью копья и веревки. Сами охотники изображены как полулюди и как полуживотные. Одни - с птичьей головой, а другие - с хвостами.
Это можно объяснить как взаимосвязь народа с духовным прошлым, предками, религиозным началом, фольклором и т.д. Здесь также стоит вопрос о териантропии – мифологической способности человека превращаться в других животных посредством изменения формы.
Смотрите видео:
Ученые полагают, что искусство наскального рисунка в Европе и Азии развивалось параллельно и независимо друг от друга.
До этого момента считалось, что самые ранние находки были найдены в Европе, но сегодня ученые переосмысливают эту теорию. А открытие пещерной живописи в Индонезии изменяет представление о том, как человечество научилось рисовать.
Источники:
Официальную статью читайте на английском здесь и здесь.
Читайте больше на английском языке здесь
Про находки наскальных рисунков на русском читайте по ссылкам ниже:
1. В Индонезии найдены самые древние наскальные рисунки в мире