Найти тему
Христианство и ислам

Внуки Чингисхана

Оглавление

Сыновья Джучи

Улус старшего сына Чингисхана, Джучи, после его смерти поделили его сыновья Орда, Батый и Шибан. Из них нам больше всего известен Батый (точней, Бату – на монгольском «надежный», «крепкий»).

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Батый встал во главе Золотой орды, которая во время своего расцвета занимала территорию от Дуная на западе до Хорезма на востоке. Он имел репутацию человека, страшного на войне, но милостивого к поданным. За справедливость, великодушие и мудрость его прозвали Добрым ханом.

В 1237-1243 годах Добрый хан провел опустошительный поход по Руси, Польше, Венгрии, Болгарии и другим восточноевропейским странам, не потерпев ни одного поражения.

Батый имел 26 жен и 4 сыновей, старший из которых, Сартак, стал его преемником (1256). Как ни странно, по вере Сартак был христианином и даже диаконом, что не мешало ему иметь шесть жен. Он умер, не успев доехать до своей ставки в качестве хана, и ему унаследовал несовершеннолетний Улакчи, который тоже вскоре умер. Ханом Золотой орды стал Берке, или Беркай, третий сын Джучи.

Желтолицый, с редкой бородкой и волосами, зачесанными за уши, Берке взошел на трон в возрасте 56 лет. Он носил высокую шапку, красные сапоги и пояс из зеленой болгарский кожи, усыпанный золотом и самоцветами. В одном ухе у него висела серьга с драгоценным камнем.

Берке неожиданно принял ислам и запретил в Орде свиное мясо. Все его жены и придворные стали мусульманами. Имамы читали молитвы, детей обучали Корану, но в то же время чтились все монгольские традиции и языческие обычая, в том числе запрет мыться речной водой, что для мусульман, свято соблюдающих ритуальное омовение, казалось немыслимым. Дочь Берке вышла замуж за египетского султана Бейбарса и родила ему сына Насир ад-дина, который унаследовал власть отца.

После смерти Берке в Орде снова восстановилось язычество, пока хан Узбек окончательно не ввел ислам (1312-1340). В честь Узбека получил название целый народ татарского, то есть монгольского, происхождения – узбеки.

Сыновья Угедея и Тулуя

После Угедея великим ханом монголов стал его сын Гюйук. Правление этого хана оказалось не таким мирным и блестящим, как его отца. Если Угедею еще удавалось поддерживать равновесие в монгольском государстве, то после его смерти начались смуты и жестокая война между кланами, когда истреблялись все родственники враждебного клана.

Сам Гюйук был мрачным пьяницей, который никогда не улыбался и наводил такой страх на присутствующих, что слуги при нем боялись даже шевельнуться. Он симпатизировал христианам и недолюбливал мусульман; говорили, что он даже приказал оскопить всех приверженцев ислама, и только чудесное вмешательство – собака разорвала на части глашатая, читавшего этот указ, – заставило его отказаться от своего намерения.

Недовольный независимой политикой Золотой Орды, он отправился на войну с Батыем, но умер по дороге. Мусульмане считали, что это было наказанием за то, что он оскорбил какого-то имама.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

К тому времени, когда ханом избрали сына Тулуя — Мунке, былое единство монголов осталось уже в прошлом. Сыновья Чагатая и Угедея не только не признали избрания Мунке, но даже не сочли нужным присутствовать на курултае. Позже они явились к Мунке, якобы для того, чтобы выразить ему покорность, а на самом деле желая выбрать удобный момент и убить хана. Но их планы были раскрыты, а сами принцы казнены или изгнаны. Улусы Удегея и Чатагая были уничтожены, и империя разделилась на два владения – Батыя и Мунке.

Хан Мунке установил в своем государстве порядок, который сейчас назвали бы либеральным. Он одинаково благосклонно относился ко всем религиям, поэтому мусульмане, христиане и буддисты считали его своим. Первые уверяли, что он произнес исламский символ веры, вторые – что он крестился, третьи – что он принял буддизм.

Великий хан неустанно заботился о благе поданных, облегчал им налоги – даже в ущерб государственной казне – и не принимал никаких решений, не посоветовавшись с местными властями, знавшими свои дела лучше центральной власти. Он старался ни в чем не ущемлять ни один из народов, входивших в его империю, и каждому писал указы на его национальном языке. Ему хотелось, чтобы правление в каждой национальной области выглядело так, как если бы там все еще правили прежние цари.

Несмотря на эти усилия, жизнь подданных не облегчалась, а в империи повсюду творились жестокости и беззакония. Налоги брали с прежней, если еще не с большей безжалостностью, чем раньше, должников пытали огнем или зажимали в тиски. Все это делали как раз те самые местные власти, котором полагалось блюсти интересы своего народа. Зато в политическом плане правлению Мунке ничего не угрожало: почти все мужское потомство Угедея и Чагатая было перебито, чтобы никто не мог составить конкуренции правящему хану.

В 1256 году Мунке сделал важный шаг, отправив своего младшего брата Хулагу на юго-запад против Багдада, где все еще прозябала династия Аббасидов. Этот поход положил конец пятисотлетнему арабскому халифату и основал новую монгольскую династию в Персии.

Распад

Мунке оказался последним правителем монголов, чья власть признавалась во всей империи. После смерти императора сразу два его брата, Хубилай и Арик-Бука, объявили себя великими ханами и начали борьбу за власть (1259). В этой братоубийственной войне ордынец Берке встал на сторону Арик-Буки, а завоеватель Багдада Хулагу принял сторону Хубилая.

В то же время в Средней Азии объявился чагатайский царевич Алгуй, поначалу тоже поддержавший Арик-Буку, но затем объявивший себя независимым правителем и начавший собственную войну против всех. Со временем он захватил Среднюю Азию, перебив в Бухаре пятитысячный отряд Берке.

Противостояние Хубилая и Арик-Буки закончилось поражением младшего брата. Арик-Буке сохранили жизнь, но заставили уступить Хубилаю все свои владения. Однако мира монголам это не принесло. Пока Хубилай правил в своем Китае, приняв титул императора, в Средней Азии и Персии свирепствовала гражданская война между потомками Чингисхана.

Последним в эту междоусобную мясорубку вмешался один из внуков Угедея по имени Хайду. Современники описывали его как типичного монгола – смуглого, невысокого роста и с тощей бородкой из девяти волос. Хайду был трезвенник – редкое качество у монголов – и не пил не только вина, но и кумыса.

Со временем смута и войны все больше разделяли и ослабляли монголов. По мере того, как старые претенденты на власть умирали, война по наследству переходила к их детям и внукам. Сын Алгуя, по имени Мубарек, продолжал враждовать с Хайду и Менгу-Тимуром — внуком Батыя и наследником Берке. После смерти Мубарека дело продолжил его двоюродный брат Борак, тоже сражавшийся с Хайду и потерпевший сокрушительнее поражение в битве на берегу Аму-Дарьи.

На собранном после этого курултае Борак получил «на кормление» большую часть Маверранахра, а все остальное поделили между собой Хайду и Менгу-Тимур. Стоит отметить, что границы между владениями потомков Чингисхана всегда были неясными и менялись так часто, что установить их можно только в самых общих чертах.

Другие статьи на ту же тему:

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":