Найти тему
Статьи
Прощание с Андалусией
Говорят, что после того, как умирает цивилизация, продолжает жить только ее культура. Верно это или нет, но Андалусия — да и весь испано-арабский мир — остаются интересными и живыми и сегодня, спустя сотни лет после падения Гранады. Великий Кордовский халифат, как и наследовавшие ему испанские эмираты, до сих пор считаются образцами просвещенных и культурных государств. Литература, философия, архитектура и музыка в это время не только процветали в образованной верхушке общества, но и пронизывали всю общественную жизнь...
233 читали · 1 год назад
Взлет и падение Гранадского эмирата
Гранадский эмират был последним и, возможно, самым блестящим из исламских «королевств» в Испании. В XIV-XV веках он считался едва ли не самым богатым и процветающим государством своего времени. По красоте и роскоши Гранаду сравнивали с Дамаском и Кордовой, а по культуре и уровню жизни – с Багдадом и Каиром. Эта репутация была вполне оправдана: Гранада, как последний оплот ислама в Испании, сконцентрировала в себе все ресурсы арабской Андалусии. На небольшом пятачке земли между Гибралтаром и Сьерра-Невадой теснились почти полтора миллиона мусульман...
3152 читали · 2 года назад
Ислам и христианство в Андалусии: несостоявшийся союз
После распада Кордовского халифата в политической и религиозной жизни Испании царила полная неразбериха. Христиане-ренегаты массово переходили в ислам и одновременно боролись за независимость от арабских халифов и эмиров. Арабы и берберы ненавидели выскочек-ренегатов и вели с ними жестокую борьбу, но для этой цели объединялись с теми же христианами. Мусульмане и христиане постоянно увязали в внутренних династических войнах, опираясь на наемников и прибегая к помощи всех, кто оказывался под рукой, независимо от их религии и происхождения...
812 читали · 2 года назад
Суфии в исламе – святые или еретики?
Подведем итоги суфизму. Судя по комментариям к постам, сами мусульмане относятся к нему очень по-разному. Одни говорят, что суфизм вообще не имеет отношения к исламу, другие призывают вести против него «малый джихад», третьи возмущаются, что я самонадеянно берусь писать о суфийской практике, ничего в ней не понимая.  Но точно такая же разноголосица была слышна в исламе и все прошлые века, пока существовал суфизм. Даже сегодня в исламском богословии нет общего мнения о том, какое место его учение занимает в вере мусульман...
856 читали · 2 года назад
Марабуты и шерифы
Ни в одной другой стране мира суфии не пользовались таким почитанием и любовью, как в магрибских государствах. В Северной Африке суфийских шейхов называли марабутами, что значит «связывающий» или «посредник». Для местных мусульман марабут был как бы островком света в падшем и безумном мире: его очевидная святость, авторитетная и признанная всем миром, являлась гарантом спасения души. Можно было ничего не делать, но как-нибудь приобщиться к марабуту – и ты уже с Богом. Неудивительно, что истории о магрибских святых полны всевозможных подвигов и чудес...
478 читали · 2 года назад
Темная сторона монашества
Подвиги отшельников, их изречения и образ жизни были рассказаны очевидцами, лично побывавшими в описанных ими местах и общавшихся со старцами. Но при всей историчности и правдивости этих сказаний они во многом рисовали идеал монашества, а не его повседневную практику. В церковной истории среди монахов чаще встречались не святые старцы-отшельники, снисходительно милующие грешников, а сомнительные крикуны-бродяги или толпы агрессивно настроенных фанатиков, которые готовы были не то что кого-то осудить, а прямо проломить голову камнем и попросту убить...
7212 читали · 2 года назад
Борьба с гордыней – тоже гордость
Продолжаем про суфизм. Суфии избегали не только плотских желаний и страстей, но и самой борьбы с этими страстями. Все устоявшееся и привычное, включая добродетель, легко могло превратиться в «завесу», отделявшую их от Бога. Шейхи говорили: если ты привык поститься, то сам пост становится для тебя «завесой». Поэтому многие учителя рекомендовали поститься через день, чтобы не привыкать ни к посту, ни к его отсутствию. Но самой худшей и опасной «завесой» для факира было самодовольство. В суфийских...
484 читали · 2 года назад
Жизнь странствующего дервиша
Дервиш по-персидски значит то же, что по-арабски факир, – бедняк, нищий. В широком смысле этим словом обозначали суфиев вообще, а в более узком – представителей некоторых школ, которые вели бродячий образ жизни и устраивали массовые мистерии с пением, музыкой и танцами. Появление нищенствующих странников не было чем-то совсем новым и незнакомым для ислама. Во все времена встречались суфии, сохранявшие личную свободу и не любившие сидеть на месте: их называли маламати или каландары. В отличие от салик,...
537 читали · 2 года назад
Устав бенедиктинцев и жизнь в монастыре
Одним из самых известных основателей западного монашества был Мартин Турский, считавший для себя образцом Антония Великого. По профессии он был военным, но отличался добротой и состраданием: как-то зимой в мороз одел замерзшего бедняка, разорвав собственный плащ. Уйдя в отставку, Мартин основал монашеское общежитие близ Пуатье, следуя тем же строгим правилам, что практиковались в Египте: уединенная жизнь, безмолвие, питание один раз в день. Монахи не имели ничего своего и жили за счет милостыни,...
328 читали · 2 года назад
Шейхи и мюриды, или Cтарчество в исламе
Главной опорой и стержнем любого суфийского братства был шейх – руководитель, идеолог и святой в одном лице. Очередной тарикат возникал после того, как появлялся какой-нибудь выдающийся учитель и объявлял, что ему явился Пророк и повелел искать новый путь постижения ислама. Это и становилось истоком и центром нового братства. Шейхов в мусульманском мире называли по-разному в зависимости от географии, языка и местных традиций: у арабов это был муршид, у персов пир, у тюрок баба, у египтян аммна («дядюшка»), а в Средней Азии ишан или устаз...
501 читали · 2 года назад
Ирландия, остров монахов
В «темные века» Средневековья Ирландия была одним из главных центров миссионерства и богословской учености. Уже в VI веке здесь существовало большое количество монастырей, и почти в каждом из них имелись библиотека и скрипторий, где переписывались книги, в том числе языческие. Христианство в Ирландию занесли галльские монахи, которые в изобилии населяли Францию со времен Мартина Турского, но официальным крестителем этой страны считается св. Патрик. Сын богатых римлян, он в 16 лет был похищен бандитами из собственной усадьбы и продан в рабство в Ирландию, где долго работал пастухом...
2 года назад
Мусульманские монастыри: теория и практика
В первые века ислама суфии не создавали никаких организаций и общин: они просто жили, проповедовали, совершали свои подвиги и писали книги. Только к XII веку в разных частях халифата стали возникать небольшие группы, собиравшиеся в коммуны и занимавшиеся совместным обучением и практикой. В этих маленьких ячейках был свой кодекс поведения (сухба), почитание духовного наставника и кое-какие элементы общинной жизни. Но внешне они мало чем отличались от других религиозных кружков, объединявшихся вокруг авторитетного учителя: разница была скорей в содержании, чем в форме...
303 читали · 2 года назад