Гарвард по праву (или по престижу?) считается одним из лучших университетов в мире. Мощная образовательная программа, сильные педагоги, современные методы обучения предоставляют выпускникам «лиги плюща» большие возможности на мировом рынке труда.
Ежегодно в приемную комиссию Гарварда приходит несколько десятков тысяч заявлений, но в итоге поступает всего пара тысяч студентов.
Долгое время в обществе был в ходу стереотип, что в этот университет попадают только дети богатых и знаменитых родителей, но на самом деле это не так.
В Гарвард готовы принять (и даже оплатить обучение) одаренного школьника, если он заинтересует комиссию оригинальным, творческим мышлением, активной жизненной позицией, спортивными и общественными достижениями.
Community – главная ценность американского общества вообще и Гарварда – в частности.
Русские абитуриенты при всех своих способностях и знаниях в данном пункте сильно уступают молодым людям из Европы, Азии и Латинской Америки. Наши сильны классически, то есть теоретически, но им отчаянно не хватает практической хватки, которая так ценится в западном мире.
Поэтому неудивительно, что русских студентов в Гарварде крайне мало – меньше одного процента.
Впрочем, эту статистику нельзя назвать печальной: в конце концов Гарвард – это не есть предел мечтаний современного отечественного школьника, адекватно оценивающего свои возможности и планы на жизнь.
Кстати, успешное поступление русских абитуриентов в заграничные университеты – это еще не гарантия блестящей карьеры, легкого вхождения в элиту и хорошего дохода. Все это еще нужно оправдать и отработать – именно на это и делают ставку члены Гарвардской приемной комиссии. Предполагается, что абитуриент рано или поздно на деле подтвердит оказанное ему высокое доверие.
Впрочем, практика показывает, что выпускники Гарварда хорошо устраиваются по жизни и неплохо зарабатывают. В нашей стране в спросе специалисты технических направлений – инженеры, физики, математики, экономисты.
В последнее время стремительно набирает популярность экономическая математика. И в России ощущается дефицит работников в данной сфере.
Выпускники заграничных университетов, в том числе, - Гарварда, как правило, устраиваются работать в медицинские и научные учреждения. Это в корне не решает проблему кадров в нашей стране, однако отчасти улучшает ситуацию на отдельно взятых предприятиях.
Небольшое количество русских в Гарварде – это, разумеется, не проблема национального масштаба (так как и в отечественном образовании своих проблем хватает), однако это серьезный повод задуматься о методиках обучения в нашей стране и престиже российского диплома на мировом рынке труда.
Чтобы найти приличную работу за рубежом, нужно сначала получить европейское или американское образование. Если советская научная школа была в топе, то рейтинг современной российской школы оставляет желать лучшего.
Поэтому не зря звучат голоса о том, что прежде чем замахиваться на «за границу», которая вряд ли «нам поможет», лучше сначала разобраться с родным, отечественным наследством, которое после лихих 90-х и на фоне серьезных проблем 2000-х явно нуждается в адекватном обновлении.