Преподаватель истории Центра образования «Коалиция» и Центра педагогического мастерства Александр Андросов — о главных вопросах Всероссийской олимпиады по истории, обязательном ЕГЭ по этому предмету и важности логического мышления.
С какими главными трудностями сталкиваются школьники при подготовке к ВсОШ по истории?
Главная трудность — это научиться мыслить нестандартно, выходить за рамки, опираться при подготовке и затем при выполнении заданий не только на приобретенные знания, но и на логику, на умение внимательно вчитаться в задание и «вытащить» из него нужную информацию.
Зачастую (если не всегда) задания Всероссийской олимпиады не требуют от участников каких-то сверхъестественных фактических знаний; нужно просто оттолкнуться от имеющейся хорошей базы, а далее лишь «разговорить» задание.
Например, однажды (насколько я помню, это был региональный этап 2012 года) участникам в одном из заданий был задан вопрос «В каком государстве никогда не бывал Петр I?» и даны варианты ответа: Голландия, Англия, Франция, Германия. Конечно, при ответе на этот вопрос можно отталкиваться и от своего знания биографии Петра I, однако все проще: в то время, когда жил Петр, такого государства, как Германия, просто не существовало, оно образовалось только в 1871 году. Таким образом, базовые, в общем-то, познания в отечественной и зарубежной истории помогают успешно справиться с этим заданием, если понять, «с какой стороны» к нему «подойти».
Какие задания ВсОШ по истории оказываются самыми сложными?
Бесспорно, самыми сложными заданиями оказываются развернутые письменные работы, а именно историческое эссе и исторический проект (анализ исторического источника).
Историческое эссе направлено на проверку навыка обобщения обширного исторического материала, выявление умения участника видеть протяженные во времени и пространстве социально-экономические, политические и духовно-культурные процессы, наиболее значимые тенденции.
Анализ источника, напротив, проверяет умение «вкапываться» в конкретный данный исторический документ, детально его анализировать и получать необходимую информацию.
А какие ошибки чаще всего совершают участники при выполнении олимпиадных заданий?
Нужно понимать, что олимпиада — это не переводной экзамен и не итоговая контрольная работа. Олимпиада проверяет умение мыслить, работать с теми материалами, что предоставлены участнику. На мой взгляд, непонимание этого очень важного обстоятельства и ведет к совершению ошибок: участники очень часто действуют по принципу «знаю / не знаю», не стремятся к тому, чтобы путем логических умозаключений дойти до правильного ответа.
По моему мнению, нельзя выделить блоки типичных ошибок (кроме, конечно же, «дурацких» ошибок по невнимательности: не дочитал задание до конца, вместо цифры вписал букву, неправильно переписал задание и т.д.), но вот исток тех или иных ошибок определить можно, и, как мне кажется, я о нем довольно подробно рассказал.
Как меняются с каждым годом задания ВсОШ по истории? Они становятся легче/сложнее?
Порой, когда идешь по коридору к кабинету, чтобы начать занятие, слышишь разговоры ребят. Честно говоря, порой начинаешь сомневаться в собственной компетентности, потому что таких фактов, которые они с легкостью воспроизводят, ты никогда и не знал. Возможно, читал о них где-то когда-то, но так, чтобы знать, рассказывать в подробностях… Однако через секунду ловишь себя на мысли, что в знании таких фактов нет никакой необходимости.
Важно не заучивать, а уметь работать с информацией, делать выводы на ее основе. И, что очень приятно, задания Всероссийской олимпиады по истории развиваются именно в этом направлении. Они становятся более интересными, нестандартными, все более направлены на то, чтобы оторвать участника от бесконечного заучивания фактов (которые зачастую оказываются совершенно ненужными и неприменимыми в рамках выполнения олимпиадных заданий) и привести его к необходимости думать, размышлять. Бесспорно, к этой тенденции можно относиться только позитивно.
В чем, на Ваш взгляд, ключевые проблемы изучения истории в школе?
Ключевая проблема состоит в том, что школьный подход совершенно не дает ребятам представление об истории как науке. Очень часто можно услышать высказывания, что история — это «про факты», «не наука» и так далее, и это все является следствием того, как преподается в основной своей массе история в школе.
Да, все верно, есть история просто как занимательное повествование с кучей имен и событий, есть история как национальный миф, который политики создают и используют в своих целях, однако у большинства совершенно нет понимания того, что вот к профессиональной науке это не имеет абсолютно никакого отношения.
Историческая наука — это «вдумчивая и непредвзятая», как однажды очень метко высказался мой руководитель Александр Эдуардович Безносов, работа с источником, умение понять документ, с которым работаешь, в контексте эпохи, когда он был создан, и извлечь из него необходимую информацию. Этого, на мой взгляд, в школьном преподавании истории очень не хватает, и из-за этого оно и превращается в «занимательное повествование».
Сейчас ведутся разговоры об обязательном ЕГЭ по истории России. Как Вы относитесь к данной инициативе? Способна ли она, на Ваш взгляд, повысить уровень знания истории в обществе?
Здесь опять же следует оговориться, что обязательный ЕГЭ по истории России — это не про науку, это про некоторый официальный миф, который всем, по мнению нашего политического руководства, нужно знать.
К примеру, все мы со школьной скамьи помним, что в 1380 году состоялась Куликовская битва, в ходе которой князь Дмитрий Донской наголову разгромил войска ордынского военачальника Мамая и тем самым положил начало активной борьбе русских земель против зависимости от Золотой Орды. Казалось бы, факт совершенно бесспорный (во всяком случае, в школе он всегда преподносится как бесспорный). Но в исторической науке к этому «факту» возникает очень много вопросов: действительно ли эта битва состоялась на Куликовом поле? Какое значение она имела? Как объяснить то, что в 1380 году Дмитрий вступил в открытое противоборство с Ордой, а в 1382 году дал ордынскому хану Тохтамышу сжечь Москву, покинув ее? Иными словами, каким-то не вполне «фактическим» оказывается этот факт.
Однако в случае введения обязательного ЕГЭ по истории России Куликовская битва окажется, безусловно, одной из важнейших вех российской истории, которую сдающим экзамен школьникам нельзя будет не знать как непреложную истину. Так что если наше руководство видит в обязательном экзамене по истории некое средство сплотить население страны, возродить либо создать в нем ощущение общей исторической судьбы, то… ради бога, что называется. Но я как человек, который выступает за понимание истории все-таки не как увлекательного повествования о «мужественном образе наших великих предков», а как профессиональной науки, еще раз повторюсь, что к ней это не имеет никакого отношения.
В завершение ответа на этот вопрос хотелось бы вспомнить одну байку, которую мне однажды довелось услышать. Первое послевоенное десятилетие, студент философского факультета МГУ сдает экзамен по истории партии. Ответил, неплохо ответил, но тут один из экзаменаторов задает ему вопрос: «Как стоит наша партия?» Студент в растерянности, смысл вопроса не очень понимает, начинает гадать: «твердо», «непреклонно», еще как-то… Экзаменатор отрицательно покивал головой на все варианты ответа и сказал, чтобы студент пошел в библиотеку, взял шестой том собрания сочинений И.В. Сталина издания 1947 года, открыл страницу 47, и там он найдет ответ на этот вопрос. Студенту стало, безусловно, интересно, после экзамена он пошел в библиотеку, нашел нужный том, открыл нужную страницу и прочитал: «Но наша партия стояла, как утес». Так вот мне кажется, что обязательный ЕГЭ по истории России – это тоже что-то в духе этого, когда школьникам нужно будет знать, «как стоит наша партия».
Каков будет Ваш главный совет ученикам, которые мечтают выиграть ВсОШ по истории?
Мой главный совет — это принимать участие во Всероссийской олимпиаде только в том случае, если тобой движет искренний интерес к предмету, желание связать свою жизнь если не именно с историей, то с социально-гуманитарным знанием как таковым.
Всероссийская олимпиада — это не только и не столько «прекрасная возможность получить в свои руки ключ к дверям престижных вузов», но и своего рода спорт, довольно сложное соревнование, которое требует больших «энергопотерь», много времени, сил, нервов. Олимпиада проверяет не только приобретенные в процессе подготовки знания и навыки непосредственно по своему предмету, но и умение вовремя сгруппироваться, справиться со стрессом, стойко переносить неудачи, достойно принимать заслуженную награду, способность радоваться за успехи своих товарищей по команде.