Найти в Дзене

Холодное оружие Руси. История изучения

Научная литература по военной истории Московского государства довольно обширна, а вот трудов по холодному оружию Московского государства конца XV — начала XVII века. В сороковые годы XIX века исследователи начинают обращать внимание на описи коллекций царских и монастырских сокровищниц как на новый источник по военной истории.
Оглавление

Научная литература по военной истории Московского государства довольно обширна, а вот трудов по холодному оружию Московского государства конца XV — начала XVII века не так много. В сороковые годы XIX века исследователи начинают обращать внимание на описи коллекций царских и монастырских сокровищниц как на новый источник по военной истории.

Основатели русского оружиеведения

В 1877 году вышла в свет работа члена Императорского Русского археологического общества, археолога и военного историка Николая Ефимовича Бранденбурга, посвященная описанию предметов Артиллерийского музея (Бранденбург Н. Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. СПб.,1877). Исходя из специфики музея основное внимание автора было уделено артиллерии.

Первая часть книги была посвящена допетровской коллекции вооружения. Она была разделена на два раздела: «Введение» и «Обзор вооружения войск Древней Руси». Во введении были затронуты вопросы, связанные с историей развития артиллерийского искусства, приведен обзор его развития в России в период от первых артиллерийских систем до конца XVII века.

Николай Ефимович Бранденбург. Фото: http://www.artillery-museum.ru/
Николай Ефимович Бранденбург. Фото: http://www.artillery-museum.ru/

В каталожной части первого раздела были приведены образцы конструкций, с разным функциональным назначением, хранящиеся в музее «древних орудий».

Второй раздел включал в себя исторический обзор русского вооружения «в период, предшествующий монгольскому владычеству». Отдельно исследовались вопросы, связанные с влиянием «ига монголов на состав русского вооружения». Затронуты были вопросы общего устройства и состояния войск Древней Руси.

Н. Бранденбург один из первых исследователей, который выделил в истории русского вооружения допетровских времен два основных периода: «норманнский» и «монголо-татарский»,— получившие названия «в виду многих признаков, указывающих на подобное влияние». Автор не ставил целью в своем первичном обзоре «следить здесь как за хронологическим развитием состава… вооружения, так и за всеми деталями последнего». Основное внимание уделено тем данным, которые позволили бы уяснить общий характер выявленных периодов. И с этой точки зрения Бранденбургу видится, что сама «номенклатура» вооружения позволила бы понять его происхождение, свойства, которые, в свою очередь, влияли на развитие военного дела в целом.

Рассматривая вооружение «татаро-монгольского» периода, датируемое им XIII−XVII веками, автор разбирает категории известных типов вооружения, которые он связывает с восточным, монголо-татарским, влиянием.

Н. Е. Бранденбург был одним из первых исследователей, кто рассматривал развитие русского вооружения XIII−XVII веков в контексте развития азиатских, в частности монгольских, традиций вооружения. В 1871 году он публикует работу «О влиянии монгольского владычества на древнее русское вооружение». Позднее многие выводы Н. Е. Бранденбурга стали основой для развернувшейся дискуссии о западном или восточном влиянии на русскую военную традицию, не окончившейся до сих пор (Пятышева Н. В. Восточные шлемы с масками в Оружейной палате Московского кремля (СА. М., 1968. № 3. С. 227−232; Кирпичников А. Н. Военное дело Древней Руси XIII−XV вв. М.: Наука, 1976; Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV — начала XV вв. //Куликовская битва в истории культуры нашей Родины. М.: Издво МГУ, 1983. С. 244−70).

Виды вооружения по Брандербуру

К таковым отнесены среди «вооружения охранительного»: шишаки, мисюрки, ерихонки и колпаки, бахтерцы, байданы, полубайданы, юшманы, куяки, тегиляи и бутурлыки; среди «оружия холодного»: кончары, булавы, буздыганы, пики и кистени; среди «оружия метательного»: лук (составляющие лука, в частности кибить), саадак, колчан, тохтуй; набор видов стрел: кайдалики, томары, северги; метательные копья (джиды и джериды) и т. д. Приводя названия видов вооружения, автор разбирает каждый в отдельности, соотнося его с известными образцами, дает этимологию названия и время появления по письменным и изобразительным источникам.

Как уже было сказано выше, немалую часть исторического обзора составляли страницы, посвященные устройству и состоянию «военных сил допетровской Руси». Автор в общих чертах описывает характерные особенности формирования и снабжения, боевые задачи, которые решали различные рода войск, и их свойства.

Далее автор приводит из коллекции музея конкретные «образцы вооружения охранительного», «образцы оружия холодного», «образцы оружия холодного почетного», «образцы оружия служившего символами власти начальствовавших лиц», «образцы метательного оружия». Рассмотрим изделия, связанные с темой нашего исследования, а именно «образцы вооружения бохранительного», «оружия холодного», «метательного оружия».

Перечень вооружения автор предваряет указанием хронологических рамок (XV−XVII века) описываемых им образцов.

К «доспехам тельным» отнесены три вида доспехов: кольчатые доспехи («пансырь», кольчуга), время возникновения которых относится к эпохе домонгольской Руси, а время бытования доводится до конца XVII века; юшманы и бахтерцы (кольчато-пластинчатые), которые связываются с монгольским влиянием и «удерживаются в употреблении так же до конца XVII в.»; латы, появившиеся с XVII столетия под влиянием Западной Европы.

Среди «уборов головных» автор вновь перечисляет основные известные по письменным источникам виды шлемов, как то «шеломы» (аналогичные, по замечанию исследователя, островерхим норманнским шлемам) и восточные образцы — «шишаки, мисюрки, ерихонки», время бытования которых определяется с эпохи монгольского владычества по XVII век включительно.

Образцы «холодного оружия» также предваряются кратким обзором, где перечисляются основные его виды и время их бытования. К раннему комплексу отнесены мечи, топоры, секиры, копья, ножи и сабли. Начиная с «татарского погрома» происходит вытеснение мечей, топоров и секир. Последние, как считал Н. Е. Бранденбург, с XV века заменяются на бердыши и ослопы, появляются кончары. С XIII века распространяются рогатины, просуществовавшие со своим подвидом, совнями, до XVII века. Комплексное изучение холодного наступательного оружия Московской Руси в рамках археологического подхода значительно изменило наше представление о наборе основных типов наступательного оружия и времени их бытования — как для так называемого «норманнского» периода, так и для позднейшего.

К разряду «метательного оружия» автор отнес лук со стрелами, самострел и сулицы. Перед нами исследование русского вооружения, которое вышло за рамки чистого каталога и представляет собой историческую монографию, затрагивающую как общие вопросы происхождения и эволюции отдельных видов предметов вооружения, анализ его комплекса для разных эпох, так и вопросы, связанные с военным делом Древней Руси, включая вопросы комплектации, качества и количества войск для разных эпох.

Как итог нужно сказать, что автору удалось на имеющемся у него материале выстроить яркую картину вооружения ≪татаро-монгольского≫ периода и обрисовать происхождение основных видов вооружения. Многие выводы, отраженные в данном исследовании, не устарели и по сей день. Николая Брандербурга можно по праву считать одним из основоположников русского оружиеведения.

Продолжение следует...

По материалам книги "Холодное оружие Московского государства XV–XVII веков", О. В. Двуреченский, Тула, 2019 г.

Оружие
2735 интересуются