В начале ХХ века этнографы собрали данные о популярных средствах лечения: огонь, вода, земля, травы и цветы, заклинания, чеснок, испуг и многое другое.
Незнание не освобождает… от болезни
Веками народ, не имея научной медицины, изобретал множество странных средств лечения разных болезней. В гораздо меньших масштабах народная медицина как явление существует и сегодня, но чуть более сотни лет назад суеверия ещё господствовали в крестьянской среде. Монографию о медицинских приметах и методах лечения, которые бытовали в начале ХХ века, написал в 1903 году доктор Гавриил Иванович Попов.
Народные способы исцелить человека — результат незнания анатомии и науки вообще. Крестьяне имели весьма странные представления о причинах возникновения болезней. К примеру, они считали, что некоторые сыпи появляются, если посмотреть на сыпь другого человека или попасть под «дурной ветер», а зубные болезни могли связать с чрезмерным потреблением чая или некими червячками, что пожирают зуб.
Лихорадка, как считалось, может начаться, если случайно с водой проглотить лягушачью икру. Причина рака — насекомое, что поедает человека. Если ребёнок всё время плачет, то это «щетинка» — болезнь, вызванная тем, что мать во время беременности коснулась свиньи, и теперь младенец страдает от мелких щетинок по всему тему.
Во многих селениях земли русской имели ещё мало представлений о том, как часто надо мыться, чем и в каких количествах лучше питаться. Конечно, крестьяне ходили в баню, но этим ведь должная забота человека о себе и детях не исчерпывается. К примеру, младенцам в качестве соски регулярно давали хлебный мякиш, куски яблок, моркови и других овощей.
Да и сами взрослые питались плоховато — многие недостаточно потребляли мяса и вообще животных продуктов, а боли в животе связывали с сотней причин, но только не с неправильным питанием. Грязь в избе, отсутствие привычки проветривать дом, мыться хотя бы через день, мыть руки и продукты питания, пренебрежение чистотой одеждой — всё это также не способствовало доброму здравию.
Оставляла желать лучшего и средняя продолжительность жизни — около 30 лет (с учётом детской смертности); только во второй половине 1920-х она достигла 43 лет и продолжала расти.
Мистическая сила, суеверия и немного хорошего опыта
Врачей в деревне к началу ХХ в. не хватало, да и не везде они пользовались доверием, всё-таки врач — дело непривычное. За помощью шли к знахарям, «бабкам» и колдунам. Если знахарю везло, и после его манипуляций человек выздоравливал, ему доверяли. А если наоборот — умирал — знахарь со своими заклинаниями приобретал плохую репутацию. И так от случая к случаю. Но в целом магия пользовалась колоссальным спросом.
Надо признать, что часть в прошлом распространённых медицинских приёмов в деревне — эффективны. Предки были тёмными, но наблюдательными. Скажем, банные процедуры, к которым повсеместно прибегали на начальной стадии многих недугов, действительно могут оказать положительный эффект.
Ещё один популярнейший метод, который в ряде случаев имеет смысл — кровопускание. При высоком давлении и при отсутствии других средств это может принести облегчение. Правда, «отворяли кровь» и в других случаях, когда это вовсе не обязательно.
А вот суеверные средства лечения не поддаются перечислению, так их много. Использовалось всё, что попадало под руку, начиная с природных стихий. Огонь и пар кипящей на нём воды — лучшее средство от порчи, сыпи и жара. Дождевую воду и росу считали лекарством от глазных болезней, бородавок и головной боли. Сырую землю, — верили крестьяне, — надо приложить к месту укуса змеи.
Целебные силы крестьяне приписывали и деревьям — где-то осине, где-то липе или молодому дубу, где-то берёзе (у народной медицины тоже были региональные особенности). К примеру, в Пензенской губернии считалось, что человек с больными зубами или в лихорадке должен ногами опереться на осиновое полено.
Если «стреляет» в ушах — в ухо вкладывали камушек на неделю, потом его вынимали, опаляли огнём и кидали в реку. Эпилепсию в Новгородской губернии лечили так: как только случится приступ, вокруг несчастного чертят круг и бьют его чертополохом.
Раны крестьяне чем только не присыпали — и табаком нюхательным, и сахаром толчёным, и смазывали салом или мёдом.
Практически против каждой болезни народ находил какое-то средство, иногда действительно полезное, но чаще бесполезное, а иногда и вредное. Одно хорошо — уже к началу ХХ века в деревне сильно выросла популярность земских врачей. Они лечили и несли знания о человеке, медицине, санитарных правилах.