Здравствуйте, друзья!
Творя неправедный суд над Иисусом Христом, иудейские первосвященники стремились во что бы то ни стало соблюсти закон. Так, для вынесения смертного приговора Спасителю, им необходимо было заручиться санкцией римского прокуратора. Только он мог утвердить такое решение согластно римскому законодательству. Именно поэтому из Гефсиманского сада, где Христос был арестован, его повели сначала в дом первосвященника иудеев Анны, потом во дворец Каиафы, первосвященника Иерусалимского храма, а затем процессия направилась в Преторию, резиденцию Понтия Пилата, наместника римского императора.
Жилище прокуратора находилось в крепости Антония. В этом роскошном здании, которое выстроил Ирод Великий к северу от Храмовой горы, распологался также римский воинский гарнизон, следящий за порядком в Иерусалиме.
Первосвященники не стали входить во дворец римского наместника, поскольку посещение дома язычника считалось осквернением для иудеев. В Евангелии сказано, что Пилат сам вышел к ним на встрече на площадку перед входом в Преторию. Это был просторный, вымощенный каменными плитами помост, по гречески он назывался Λιθόστρωτον (Лифостротон), а по-еврейски Гавафа. Именно здесь Понтий Пилат сказал: "Се человек", указывая на Спасителя. Затем он умыл перед еврейским народом руки, предприняв попытку снять с себя ответственность за неправедный суд, и отдал Христа на распятие. После этого, как писал евангелист Матфей, римские воины надели на Иисуса багряницу, возложили ему на голову терновый венец, и насмехались над ним, говоря: "Радуйся, царь иудейский!", а затем повели из Претории на Голгофу.
Крепость Антония была разрушена ещё в первом веке, и долгое время не было никаких подтверждений её существования. Однако, в 1932 году во время научных раскопок в старой части Иерусалима французский археолог Луи Венсан обнаружил древние каменные плиты. Исследовав находку, учёный заявил, что это часть евангельского Лифостротона.
Обширный участок, вымощенный каменными плитами размером 2×1,5 метра был откопан на территории католического монастыря Сестёр Сиона, иначе называемого Эссе Хомо—"Се человек". Это название дала обители древняя арка, возможно, одна из тех, что вели в l веке от Храма к крепости Антония. И если это та самая арка, под которой Пилат произнёс "Се человек", то вполне закономерно, что рядом с ней обнаружились плиты которыми был вымощен упомянутый в Евангелии Лифостратон.
Интересно, что на плитах отразились приметы жизни первого века—желоба водостоков, насечки против скольжения конских копыт, но главное, на них были выбиты особые рисунки—разметка для так называемой игры в царя. Один из рисунков занимает сразу несколько плит. На одной из них изображена корона, от которой отходит прямая линия, а на другой—меч, который эту линию разрубает. Также здесь различима первая буква слова Василевс, что переводится как царь. Это и есть разметка для игры в царя—развлечение римских солдат эпохи второго иерусалимского храма.
По правилам этой игры осуждённый на смерть провозглашался царём. На него надевали красный воинский плащ, вместо царской порфиры, голову украшали шутовским венцом, а в руки вместо скипетра давали палку. Потом этому "царю" оказывали издевательские почести.
И вот скучающим солдатам попался в руки человек, которого иудеи на самом деле называли царём. Служивые не упустили случая сыграть в свою любимую игру:
"Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам."
Кстати, в ходе раскопок были найдены и игральные кости, которыми римляне играли и делили добычу:
Эти находки, как и огромное множество других, доказывают бесспорную истиннность библейского повествования.
До свидания, друзья. Всего вам доброго.