"Меня били, колотили, сзади лампочку ввинтили..." - это слова из песенки, которую во времена моего детства распевали мальчишки во дворе. Конечно, текст там был погрубее, но публиковать оригинал на Дзене нельзя, а жаль. Потому что слово, которое пришлось заменить на вполне приличное "сзади", гораздо лучше отражает то, о чем пойдет речь в статье: неумении некоторых специалистов решать элементарные задачи, вплоть до вкручивания лампочки, и выполнении своей работы через то место, которое здесь нельзя называть.
Был у меня знакомый инженер, который несколько лет назад рассказал мне забавную историю об узкой специализации. Довелось ему как-то работать в США. Приехал он, заселился в квартиру, которую фирма ему сняла, и приступил к исполнению трудовых обязанностей. Как-то утром собрался подняться в свой кабинет, вызвал лифт и увидел, что в кабине темнота: перегорела лампочка.
Поскольку следить за исправностью оборудования в здании было его первоочередной задачей, решил он лампочку заменить. Но не тут-то было. Лифты обслуживала отдельная фирма, и без их представителя лезть в столь сложный механизм было категорически запрещено.
Само собой, внутри кабины висела табличка с номером телефона, по которому можно было вызвать специалиста для устранения неполадок. Инженер позвонил по указанному номеру, сообщил о проблеме, ему пообещали, что до вечера мастер приедет и все починит.
К концу рабочего дня появился техник, внимательно все осмотрел и заявил: "Мистер Шумилин, я не понимаю, зачем вы меня вызвали. Ничем не могу вам помочь, так как мы ремонтируем лифты. А лампочки - это не наша специализация. Вам нужно позвонить нашим коллегам, которые смогут решить проблему. Сегодня они уже закрыты, но завтра утром..."
"О’кей, диктуйте телефон", - ответил мистер Шумилин и на следующий день вызвал электрика, твердо уверенный в том, что уж теперь-то в лифте засияет новая лампочка.
Но чуда не произошло. Прибывший по вызову специалист, как и его предшественник, произвел тщательный осмотр кабины и печально заметил: "Мне жаль, но вы обратились не по адресу. Мы занимаемся проблемами с электричеством..."
Тут инженер вскипел: "А это что такое? Вам не кажется, что сложно придумать что-то более электрическое, чем лампочка!"
"Да, сэр, вы правы, но она же установлена в лифте. А лифты - это не наша специализация. Вам нужно позвонить нашим коллегам, у которых более широкий профиль. Но, пожалуйста, подробно объясните им, в чем дело, чтобы больше не было недоразумений. Возможно, вам стоит немного усовершенствовать свой английский или попросить позвонить кого-то еще. Вот нужный номер. Искренне сожалею, что не смог быть вам полезным, мистер Шумилин".
Инженер уже хотел было предпринять третью попытку разобраться с проблемой, прибегнув к помощи настоящих профессионалов своего дела, но тут к нему заглянул один из рабочих, простой русский мужик родом откуда-то из-под Тулы, которого односельчане в свое время прозвали Левшой.
"Слыш, Сергеич, а что это свет в лифте второй день не горит? Гляди, труханет кто в темнотище, пожалуется, и получишь ты нагоняй от начальства!" - предупредил он.
Внимательно посмотрев на подчиненного, инженер отложил в сторону визитку с телефонами специалистов широкого профиля и поинтересовался, как тот относится к предложению задержаться на часок после работы и поменять чертову лампочку.
"Да не вопрос! Что мы, безрукие какие? Мне и не такое вкручивать приходилось! Справимся!" - живо отозвался рабочий.
В итоге, дождавшись, когда все сотрудники разойдутся по домам, Сергеич с Левшой заблокировали двери лифта, отключили свет, сняли плафон и заменили лампочку, благо она оказалась стандартной, и среди инженерных запасов легко удалось найти такую же, только работающую. Все дело заняло от силы пятнадцать минут.
Мужики еще немного поболтали, посмеялись над местными "умельцами", после чего, довольные собой, распрощались до завтра.
Когда через пару недель шеф поинтересовался, где же счет за ремонт лифта, пришлось соврать, что лампочка заработала сама. Просто, видимо, контакт от постоянной вибрации немного отошел, а потом встал на место.
В самом деле, не рассказывать же руководству про ночную вылазку. Тут и до психологической травмы недалеко. А так всем хорошо: и деньги целы, и в лифте светло.
Потом у мистера Шумилина еще многие вещи сами начинали работать. То холодильник, то ксерокс... Понятно, что не обходилось без вмешательства двух пар умелых рук, но этот маленький секрет никто из американцев так и не узнал.
К чему я это вдруг вспомнила? А к тому, что вчера на автосервисе мне не смогли заменить щетку стеклоочистителя. Радиатор отопления новый поставили, а элементарную вещь сделать не получилось. Видимо, дворники - не их специализация.
И ладно бы я заехала в какую-то шарашкину контору, но нет. Это был самый что ни на есть официальный сервис, где я уже давно обслуживаю свою машину.
Честно говоря, я и без них бы прекрасно обошлась, но мне нужно было купить антифриз, а раз уж пришлось заезжать по пути в магазин запчастей, то я и дворник заодно прихватила. Дай, думаю,попрошу специалистов, пусть поменяют, зачем самой на холоде возиться.
Когда мастер сообщил мне, что щетку поставить ребятам не удалось, я сначала подумала, что он шутит. Но человек был серьезен, как никогда. Причин неудачи было названо несколько. Во-первых, на упаковке не указана модель моей машины; во-вторых, крепление не подходит; в-третьих, нужно поставить адаптер, но инструкции нет; в-четвертых, никто не хочет ненароком сломать мой дворник и налететь на деньги.
Ну и самое главное, неозвученное: баба-дура требует невозможного, купив вещь, которая не предназначена для ее авто.
Беда в том, что баба-дура точно знала, что берет. Но своим скудным умом она так и не смогла понять, как может универсальная щетка с набором адаптеров под любое крепление к чему-то не подойти? Единственное, с чем тут можно промахнуться, это с размером, но и тут глупая женщина не ошиблась, и даже учла, что на ее машине водительский дворник длиннее пассажирского на десять сантиметров.
Само собой, приехав домой, я внимательно осмотрела упаковку, обнаружила QR-код с видеоинструкцией и вкладыш с бумажным руководством, выбрала нужный адаптер, произвела все необходимые манипуляции и, о, чудо, неподходящий дворник через пару минут волшебным образом встал на место.
И если слушая рассказ инженера, я веселилась от души, то теперь мне стало не до смеха. И даже немного страшно за наше будущее. Подбирай я персонал для работы на какой-нибудь фирме, я бы брала только специалистов старше сорока пяти. Тех, кто еще застал старую систему образования, которая на выходе давала знания в самых разных областях, а не выпускала мастеров по замене лампы в правой фаре автомобиля Лада Приора 2015 года выпуска.
Уже далеко не первый раз я пишу о том, что почти во всех сферах на смену грамотным опытным сотрудникам приходят какие-то, простите за грубость, недоделки.
Как в старом студенческом анекдоте:
-Профессор, можно я сдам вам курсовую? Только она немного не доделана...
-Можно, почему же нельзя. Только у меня к вам одна просьба. Вы, когда надумаете обзавестись потомством, детей до конца доделайте. А то потом приходят недоделанные студенты, приносят недоделанные курсовые...
Допустим, сейчас еще есть люди, у которых можно чему-то научиться, о чем-то их спросить или попросить. А дальше? Куда бежать, если что-то случится? Где искать того, кто действительно сможет помочь, а не сделает только хуже?
Что бы мы не говорили, но постепенно поводов для беспокойства становится все больше. И происходит это потому, что на многих местах оказываются не профессионалы, а любители-самоучки.
Мало того, они еще пытаются передавать свои знания и делиться опытом. Лезут в репетиторы, тренеры (или, как это теперь принято называть, коучи) и консультанты. Чему они могут научить, если у них своих знаний абсолютный ноль?
А вот, пожалуйста, журналистский перл:
Раньше учительница литературы, увидев такое в чьей-то тетради, моментально облегчила бы облегчающий фактор на пару баллов, влепив автору заслуженную тройку. А сейчас ничего, можно ляпать на страницах новостей перед миллионной аудиторией.
Но из-за этого хотя бы не происходит то, чем нас всегда пугали на уроках физики: не падают самолеты, не сходят с рельс поезда и не рушатся здания. А из-за криворуких инженеров, строителей и рабочих это очень даже может случиться. Да что там, уже случается.
Очень хочется надеяться, что это просто мне не везет, и у нас по-прежнему есть и будут классные специалисты, Левши и Кулибины, и мы будем двигаться вперед, а не скатываться все больше в пропасть безграмотности и дилетантизма.
А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях и ставьте лайк, если статья вам понравилась.
Спасибо, что дочитали до конца. Здесь вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас.