Власти внезапно заметили, что продуктовая инфляция бьет рекорды. А на цены в магазинах больно смотреть. Встал вопрос, кто виноват и что делать. Виноваты – жадные производители, которые завышают цены. Что делать – очевидно, регулировать.
И если на проблему обратил внимание лично президент, можно быть уверенным, решать ее будут. Вопрос только какими средствами, и как это отразится на потребителях и бизнесе.
Всех причастных уже вызвали на ковер, и утром понедельника ритейлеры, производители и поставщики бодро отчитались о том, что будут установлены максимальные цены на сахар и растительное масло. Розничная цена килограмма сахара составит 45 рублей, а литра масла – 110 рублей.
Почему так произошло?
Цены на сахар были аномальными низкими из-за перепроизводства. В этом году аграрии сократили посевы, и цена начала расти. Мнение производителей – она и должна была вырасти, все в порядке.
У подсолнечника – неурожай, экспортные цены подскочили, хоть мы и главный мировой поставщик, но продавцам невыгодно оставлять масло по низким ценам для внутреннего потребителя. Сейчас Минсельхоз готовит экспортные пошлины.
Аналогичная ситуация и с изделиям из муки. Россия – один из главных мировых экспортеров зерна, из-за падения курса рубля, цены на него серьезно выросли. Производители отправляют его на экспорт, а мельницы в стране массово закрываются, так как не могут покупать сырье за эти деньги, не повышая цен на муку.
Заморозка цен может поставить производителей в невыгодное положение, фактически запретив им получать прибыль. При этом расходы, многие из которых имеют фиксированную цену в валюте, никуда не делись.
Складывается интересная ситуация, когда экспортеры, настолько важные для страны в это время, не могут получать прибыли от понижения курса. Зато обязаны нести все издержки.
Что делать?
Дерипаска, как бизнесмен, напомнил об интересной российской особенности. Кредиты для аграриев у нас выдаются под 12%, для сельского хозяйства очень большая ставка. Европейских и американских производителей кредитуют под совсем другие проценты. Но мы, даже на волне импортозамещения, не предоставили бизнесу адекватных условий.
Чем опасно регулирование цен на продукты?
Несмотря на бодрое решение вопроса игроками рынка, Мишустин поручил разработать меры по государственному регулированию цен. Их должны предоставить ФАС и профильные министерства.
К чему это может привести?
Рост цен при сокращении доходов населения – безусловное зло. Но есть и более страшные варианты. Их еще помнят люди, которым довелось постоять в советских очередях. Это дефицит, вызванный тем, что товары не выгодно продавать и производить.
Любой студент экономфака знает, что это неизбежное последствие вмешательства государства в рыночные механизмы. А мы могли наблюдать это недавно на примере Венесуэлы.