Найти тему
Axxtel

Как не «попасть» на НДС

Снижение налогов является естественным стремлением для любого налогоплательщика, поэтому организации всегда стараются оптимизировать налоговое бремя.

Все средние и крупные Заказчики в качестве исполнителей привлекают индивидуальных предпринимателей или организации, которые являются плательщиками НДС. Вопрос применения законных(!) вычетов по НДС становится для них ключевым.

Спрос рождает предложение. Интернет завален предложениями о предоставлении услуг «законной оптимизации НДС» от горе-оптимизаторов. Суть всех подобных предложений заключается в том, что за энную сумму денег вам предоставят номера счетов-фактур от имени какой-то организации, и вы получите возможность «законно» снизить сумму НДС, и, конечно же, заверение, что вопросов со стороны налоговой к вам не будет.

В современных реалиях можно со 100% вероятностью сказать, что все подобные «телодвижения» со стороны налогоплательщика обречены на провал.

Ни для кого не секрет, что для администрирования налога на добавленную стоимость у налогового органа имеется на вооружении автоматизированная система контроля «НДС-2» (АСК «НДС-2»), с помощью которой очень быстро ваш «замечательный» контрагент будет определен как «техническая» (транзитная) организация, организация, не предоставившая налоговую декларацию или как организация, предоставившая декларацию с нулевыми показателями. В любом случае инспектору будет ясно, что никто (ни ваш контрагент, ни контрагент вашего контрагента, ни все последующие контрагенты) не уплатил ту сумму НДС, которую ваша организация заявила в составе налоговых вычетов по НДС на основании купленных счетов-фактур. После чего в налоговую направляется письмо, в котором сообщается о том, что в организации выявлены риски совершения налогового правонарушения. Такое письмо содержит просьбу уточнения ваших налоговых обязательств по НДС, а именно – просьбу убрать из состава налоговых вычетов по НДС суммы из купленных счетов-фактур и доплатить налог в бюджет добровольно. В случае отказа к вам будут применены все репрессивные меры вплоть до проведения выездной налоговой проверки.

-2

Параллельно с АСК «НДС-2» налоговыми органами широко используется практика обнуления налоговых деклараций организаций, которые предоставляют услуги по оптимизации НДС - налоговый орган будет принимать меры именно к вам с целью оплаты недостающей суммы НДС.

И вроде бы все ясно - не балуйся с НДС, и к тебе не будет претензий со стороны фискальных органов. Но, как и всегда в реальной жизни, не все так просто…

На практике часто встречаются случаи, когда осуществляющим свою обычную хозяйственную деятельность организациям, не преследующим цели уклонения от уплаты НДС, фискальные органы в ультимативной форме предъявляют требования о доплате НДС в бюджет.

Простой пример: вашей организации для исполнения своих обязательств перед Заказчиком срочно необходим какой-то товар (услуга). Вы находите необходимый товар (услугу), созваниваетесь с «продавцом», вам выставляют счет-фактуру, вы оплачиваете этот счет, получаете товар (услугу) и исполняете свои обязательства перед Заказчиком. Все довольны! А через 3-4 месяца вы получаете от налоговой инспекции письмо, информирующее о том, что вы неправомерно учли в составе своих налоговых вычетов НДС, уплаченный вами при приобретении необходимого товара (услуги) ранее. Почему? Потому что контрагент, у которого вы купили товар или услугу, имеет признаки сомнительной организации – как вариант, он не представил налоговую отчетность, не отразил в декларации выставленную в ваш адрес счет-фактуру, обналичил деньги, полученные от вас, и т.д.

Вы, наверняка, возмутитесь, призывая сотрудников налоговой к здравому смыслу: «А причем здесь наша организация? Мы не можем отвечать за действия своих контрагентов! Мы добросовестная организация, полностью выполнившая свои налоговые обязательства». Только вот призыв этот не будет иметь никакого эффекта.

-3

В данном вопросе налоговые органы используют позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 15.02.2005 №93-О – «Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров, работ, услуг, так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком».

Ситуация усугубляется тем, что по данным вышеупомянутой АСК «НДС-2» организация, умышленно уклоняющаяся от уплаты НДС, и организация, случайно «попавшаяся» на недобросовестного контрагента без умысла (как было описано в примере выше), в глазах налогового органа выглядят одинаково. Из этого следует, что меры воздействия со стороны фискального органа будут применены к таким организациям в равной мере.

В таком случае доказывать, что вы не уклонялись от уплаты НДС, что вы действительно покупали товар (услугу), что вам этот товар (услуга) был действительно необходим, а также объяснять, почему вы выбрали именно этого контрагента, с кем конкретно вы вели переговоры от имени этого контрагента и т.д. и т.п. придется именно вашей организации, налогоплательщику. Получается, что фактически на налогоплательщика возложены повышенные обязательства в отношении выбора контрагента, а также осуществления контроля за фактическим исполнением условий договора этим контрагентом.

Фактически по вопросам уплаты НДС применяется презумпция вины организации.

-4

На практике далеко не всем налогоплательщикам, оказавшимся в такой ситуации, удается доказать свою правоту и отстоять свои законные интересы.

Немного надежды по данному вопросу вселило Определение Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2020 №307-ЭС19-27597, в котором суд конкретизировал, в каком случае налогоплательщику придется доказывать свою невиновность самостоятельно, а в каком «бремя доказывания» лежит на налоговом органе.

Таким образом, если ваш контрагент, по мнению налоговой, не имел ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т.п.) для исполнения сделки, бремя доказывания того, что заключение договора с таким контрагентом соответствует условиям делового оборота, ложится на плечи налогоплательщика. Когда налогоплательщик вступил в отношения с контрагентом, обладающим экономическими ресурсами, достаточными для исполнения сделки самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, необходимо представление бухгалтерской и налоговой отчетности, отражающей наличие указанных ресурсов – ситуация предполагает, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом. Но необходимо осознавать, что пообщаться с налоговиками придется в любом случае, а приятного в этом, как правило, мало.

Таким образом, в современных реалиях Организациям, во избежание предъявления необоснованных претензий со стороны налоговых органов и возможных последующих за ними финансовых потерь, необходимо привлекать добросовестных и тщательно проверенных контрагентов, а также на постоянной основе (не забывая о возможности обнуления показателей деклараций) осуществлять сбор и хранение доказательств, подтверждающих совершение сделки с контрагентом в действительности (email-переписки, доверенности и т.д.). Это позволит наиболее аргументированно отстаивать свои законные интересы.

Заказать консультацию по вопросам экономической и финансовой безопасности можно по адресу kay@axxtel.ru

-5
-6