Найти в Дзене
GQ – мужской журнал

Почему мы так любим супергеройское кино

Оглавление

Мы точно пойдем смотреть новую «Чудо-женщину: 1984», но перед этим хотим разобраться, отчего нас так привлекают сюжеты про людей с суперспособностями.

Сейчас самый кассовый фильм в истории – «Мстители: Финал», вышедший в 2019 году. Заключительная картина о команде супергероев, которая разбила сердце паре миллионов зрителей, собрала почти $2,8 миллиарда (и побила рекорд, установленный «Аватаром» в 2009 году). Издание Quora подсчитало, что в кинотеатре фильм посмотрели как минимум 180 миллионов человек. Ленты про супергероев вообще часто попадают в списки самых кассовых: в 2019 году, кроме «Мстителей: Финала», в топ попало еще два фильма киновселенной Marvel – «Человек-паук: Вдали от дома» и «Капитан Марвел», каждый из которых заработал не меньше миллиарда в прокате. Мерч по картинам тоже приносит студиям шестизначные (а иногда и девятизначные) суммы, а фанатская база героев растет с каждым годом.

Перед премьерой фильма «Чудо-женщина: 1984» мы решили разобраться, почему зрители спешат в кинотеатр, когда выходят супергеройские фильмы, и благодаря чему истории про людей со сверхспособностями стали самыми продаваемыми в истории кинематографа.

Идеальный герой

В центре любого супергеройского фильма стоит исключительный персонаж. Чаще всего его детство и юность проходят довольно тяжело из-за смерти или пропажи родителей (Бэтмен, Железный человек, Супермен, Человек-паук, Флэш). Он вырастает и под грузом детских травм и желания доказать свою значимость начинает спасать людей – с помощью технологий или обретенных сверхспособностей.

-2

Другая привычная нам канва – странное происшествие, ошибка или эксперимент, которые приводят к тому, что персонаж становится супергероем, как это было с Халком, Капитаном Америка, Капитаном Марвел и многими другими.

Конечно же, этот персонаж сразу становится идеальным человеком. Все его хорошие качества, которые зритель замечал и до «превращения», гиперболизируют до невероятных размеров. В основе всех решений героя теперь лежат мысли «о высшем благе», и он руководствуется только совестью. И даже если он говорит, что делает что-то для себя, на самом деле это только прикрытие благородных мотивов (такое часто бывало с Тони Старком).

-3

Все суперперсонажи – собрание лучших качеств, которыми хотели бы обладать люди, и отражение наших главных желаний. Герои ХХI века – это идеальные индивидуалисты, у которых все обязательно получится и которых точно ждет успех, неважно, действуют они в одиночку или с командой.

Они оторваны от реальности и универсальны – еще один плюс в их пользу. Зрителям нравится, что ни Стиву Роджерсу, ни Доктору Стрэнджу, ни Диане Принс не приходится сталкиваться с общественными институтами, с которыми зрители взаимодействуют каждый день. Их работы как таковой не существует, им не нужно зарабатывать деньги, их не волнует ни религия, ни политика, а зачастую они даже не живут на Земле. Это позволяет аудитории примерно на два часа отключиться от реального мира и его проблем.

-4

Сюжет и классические каноны

Журналист The New York Times Марк Боуден однажды назвал супергеройские фильмы «попкорном для мозга» из-за их сюжетной простоты. Такие картины, по его мнению, предназначены для быстрого просмотра, чтобы впечатлиться и забыть про них, пока не выйдет следующая захватывающая лента.

Почти все супергеройские фильмы строятся по модели хороших и плохих героев. Протагонисты – те самые идеальные люди, которые сочетают в себе все лучшие качества человечества. Им не чуждо сострадание, несмотря на явный индивидуализм они заботятся о других. Антагонисты же – полная их противоположность, почти всегда они обладают худшими чертами. Исключения составляют «исправившиеся» герои вроде Локи, сводного брата Тора. Они, при всей своей негативности, в какой-то момент становятся на сторону положительных героев. Главный их смысл – показать зрителям, что исправление возможно. Все эти типы присутствуют почти в любом фильме про супергероев.

-5

Попадают эти персонажи в уже ставшие классическими условия. По сюжету практически любого супергеройского фильма сначала в жизни взрослого персонажа все хорошо (оставим позади его тяжелое прошлое, о котором наверняка расскажут либо в начале, либо в конце фильма), потом с ним происходит нечто странное – автокатастрофа, научный эксперимент, прорывное открытие, – что меняет всю его жизнь и наделяет ее новым смыслом. Затем с помощью новых супервозможностей он справляется с какой-то сверхзадачей, которую, кроме него, конечно, никто решить не может. По пути он успевает несколько раз перестать верить в себя и заново обрести надежду.

Похожим образом строятся и сиквелы. Спокойная жизнь после бойни в предыдущем фильме длится недолго, и вот супергерой вновь должен сразиться ради блага всего человечества. Проиграв в первой битве, он обязательно выиграет последнюю.

Создатели супергеройских фильмов не нагружают зрителя сложным повествованием, ненужными деталями или глубоко продуманными диалогами. Их главная цель – развлечение с помощью простого сюжета, зрелищных боев, красивой графики и простых в своей идеальности героев.

Что еще нужно для хорошего супергеройского фильма?

Конечно же, не каждый фильм про супергероя обязательно станет успешным в прокате. Занимательной истории в основе и персонажа с исключительными способностями недостаточно. Ведь тогда бы студии, наверное, выпускали не меньше сотни подобных картин в год, а киновселенные разрослись бы до невозможных размеров.

Супергеройские фильмы бывают и провальными. Например, в фильмографии Райана Рейнольдса до «Дэдпула» была еще одна «суперроль» – летчика-испытателя Хэла Джордана, который попадает в команду Зеленых Фонарей. Вы вряд ли вспомните, о чем картина, не пытайтесь. Единственная запоминающаяся деталь ленты – зеленое трико главного героя. При бюджете $200 миллионов фильм киновселенной DC собрал в прокате всего лишь $219 миллионов, что для Голливуда – провал.

Хорошие супергеройские проекты и франшизы строятся на некоторых пунктах, без которых зритель забудет про них так же, как когда-то про «Зеленого Фонаря».

-6

Во-первых, несмотря на то, что главные герои оторваны от реальности, сама картина все же должна отражать в себе главные тенденции действительности. Например, в 2013 году в «Железном человеке 3» студия Marvel показала, как у Тони Старка случается паническая атака во время разговора с другом в баре. В это же время в мире набирал обороты тренд на дестигматизацию разговоров о психическом здоровье. Или, например, в 2017 году, всего через несколько месяцев после начала движения MeToo, на экраны вышел первый фильм с супергероиней «Чудо-женщина» студии DC. А в 2019 сольную картину получила Капитан Марвел из конкурирующей киновселенной.

-7

Во-вторых, для успеха фильмы должны строиться по сериальной модели, то есть оставлять место для продолжения истории и не раскрывать все карты геройского нарратива сразу же. Например, фильмы киновселенной Marvel похожи на серии. Они собраны в сезоны, которые называются «фазами». В первую фазу входят картины от «Железного человека» до первых «Мстителей», а лентами «Мстители: Финал» и «Человек-паук: Вдали от дома» завершилась уже четвертая фаза.

В-третьих, в супергеройских фильмах нас привлекает качественный экшен и впечатления. То, как персонажи кидают друг в друга щиты или даже целые здания, точно останется в памяти зрителя. Но только с учетом того, что это сделано качественно и реалистично, даже при самом фантастическом сюжете.

В ближайшие два года нас ждет не менее десятка новых супергеройских фильмов – от «Чудо-женщины: 1984», премьера которой состоится совсем скоро (14 января), до картин пятой фазы киновселенной Marvel. Уверены, что они впечатлят нас ничуть не меньше, чем их предшественники, ведь, по сути, авторы уже неоднократно рассказывали нам эти же истории.