Мы как то все время говорим о русском дворянстве и сокрушаемся, что после петровских реформ оно совершенно отошло от обычаев старины и смотрело все больше в сторону Европы - да так усиленно, что порою и языка то родного не знала.
Может создаться ложное впечатление, что Древняя Русь безвозвратно канула в лету и ничего не осталось от нее после деятельности Петра 1.
Однако мы забываем о мощном слое людей, не обладавших в то время политической властью в стране, но вполне обладавших властью экономической - о купечестве.
А как известно - у кого деньги - у того и правда). Большая часть русского дореволюционного купечества как раз и была тем слоем общества, который вполне себе прочно сохранил обычаи родной старины, придерживался их в быту, и не особенно это скрывал.
Купцы в основной своей массе были выходцами из талантливых крестьян и мещан, которые проявив сметливость в торговле наживали огромные капиталы.
Соответственно, они были намного более близки народу, чем дворянство и намного сильнее сохранили как свою связь с ним, так и приверженность обычаям дедов.
Проявлялось это в частности в вероисповедании. Существенная часть русских купцов не приняла никоновские реформы и следовала старообрядческим учениям в широком ассортименте. Так же, среди купцов существенная часть придерживалась взглядов равно далеких как от официального православия, так и от православия вообще - это были например многочисленные и сильные тайные общины хлыстов и скопцов, в чьих верованиях, несмотря на налет христианства, явно прослеживались языческие корни.
Рассмотрим жизнь и деятельность среднестатистического русского купца конца 19 - начала 20 века на примере Анисима Михайловича Мальцева 1857 - 1914 гг.
Несмотря на огромные капиталы, жил этот потомственный купец в селе. Село это называлось Балаково (сейчас это город в Саратовской области), а тогда оно относилось к Самарской губернии. В эти места переселился из нынешней Тамбовской области еще его отец, Михаил Трофимович Мальцев. Почему? А потому что здесь была хорошая торговля - край осваивался, и возможностей для бизнеса было больше, чем на старом месте.
Отец его рассчитал все верно и не прогадал: сперва он открыл в Балаково салотопленный завод, который поставлял продукцию по всей стране, в том числе, в столицу.
Затем - расширил сферу деятельности, и завел еще и кузницу, найдя для этого дела буквально в соседнем городке талантливого механика. Хорошо механику платил - и тот поставил ему дело на отличный уровень.
Параллельно купец развернул торговлю хлебом, а так же занимался скупкой земли с последующей сдачей ее в аренду - то есть человек на одном не зацикливался, и брался смело за любую сферу, которая приносила доход.
В Балаково он отстроил себе огромную крепкую усадьбу, и здесь же растил двух своих сыновей - наследников. Не бессмысленных расточителей отцовских капиталов, а их приумножателей.
Не забывал Михаил Трофимович и о душе. Сам был старовером, и щедро спонсировал местных раскольников из своих капиталов.
После его смерти в 1891 году, дело наследовали его сыновья - старший - Паисий, и младший - Анисим, чью жизнь мы сегодня и рассматриваем.
Оба брата успешно занимались крайне выгодной в то время в этих местах хлебной торговлей. Скоро они стали купцами 1 гильдии.
Купцы 1 гильдии занимали полупривелигированное положение в стране. Если дворяне, к примеру, были полностью освобождены от телесных наказаний, вообще не платили налоги и имели право на получение престижного образования (за счет государства) и право поступления на государственную службу, то купцы 1 гильдии освобождались от ряда налогов, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, имели право получать хорошее образование (за свой счет) - но не имели права поступать на государственную службу. Как бы почти догнали дворян, но если присмотреться - между ними по прежнему была пропасть. Но для купечества это был самый полный комплект прав.
Анисим Михайлович унаследовал родовую усадьбу. Он ее существенно улучшил, превратив в замкнутый комплекс из 13 зданий и 4 больших дворов. Он стал одним из крупнейших волжских хлебопромышленников и землевладельцев, продолжив тактику отца. Кроме того, он завел конезавод, и начал разводить чистокровных киргизских рысаков.
Не имея возможности государственной службы, купечество широко занималось благотворительностью и общественной деятельностью.
На примере Анисима Михайловича это выглядело так:
Он пожертвовал большие деньги на строительство земской больницы в Балаково. На эти средства была полностью оборудована операционная.
Вместе с братом и родственником скинулись и построили в Ессентуках санаторий для бедных на 200 мест. Потом еще прикупили к нему земли и устроили там сад для прогулок отдыхающих.
Паисий позже снабдил санаторий отличной библиотекой, сформировать которую он нанимал известного книжника - антиквара из Москвы. Библиотека включала примерно 1500 томов книг разной направленности.
Санаторий был не для нищих, которые нигде не работали, а для бедных - которые жили своим трудом, но выкроить денег на лечение не могли. Государственным служащим тоже доступ в санаторий был закрыт. Лечение было платным, но стоило очень дешево, и вполне было по карману людям со скромными доходами.
Анисим Михайлович много лет помогал детским приютам, и даже занимал общественную должность при губернском попучительстве этих приютов.
Кроме того, Анисим Михайлович никогда не отказывал в помощи тем людям, которые у него ее просили. Кто бы не обратился к нему с просьбой - он всегда легко и сердечно помогал, делая это так, чтобы просящий не чувствовал никакой неловкости.
Вообще, в быту он был человеком крайне скромным, не любившим выделяться - с людьми держался просто, и не зная, нельзя было заподозрить в нем купца - миллионера.
Так же как и отец, братья были старообрядцами. Когда в начале 20 века была объявлена свобода вероисповедания ( указ Николая 2 от 17 апреля 1905 года), и староверы вышли из подполья, Анисим Михайлович был выбран председателем местной общины белокриницкого толка. В этой роли он за свой счет открыл начальную школу для мальчиков, программа которой дублировала программу земских школ, но дополнительно включала изучение церковно - славянского языка и древнего крюкового пения.
В Балаково на средства братьев был построен старообрядческий храм, проект которого они заказали лучшему московскому архитектору - Ф.О. Шехтелю. Идея была построить храм в древнем новгородском стиле и из местного белого камня так, чтобы стыков было не видно, и он выглядел монолитным. Храм был заложен в 1908 году, быстро строился, и на его оформление за буквально фантастические суммы Анисим Михайлович приобретал старинные дониконовские иконы.
Однако освящения храма Анисий Михайлович не дождался. Он умер внезапно. Будучи еще с утра совершенно здоровым и бодрым человеком. Почувствовал небольшое недомогание - прилег отдохнуть - и перестал дышать. Ему было 58 лет.
Похороны купца были очень пышными - и, в частности,запомнились поминками, которые были осуществлены с древнерусским размахом.
Поминки длились 6 недель. было накормлено 30 000 человек, при там, что население Балаково было около 20 000.
К дочери покойного все это время шла бесконечная череда просителей, и она, по обычаю, никому не отказывала в содействии.
Поминальные обеды для бедных начались сразу же - в день смерти купца. Ежедневно готовилось и раздавалось 1500 обедов. ( Рыбные щи, каша с маслом и некий сладкий суп). кроме того, всем явившимся на помин души купца выдавалась булочка и 20 копеек. Потом к этому прибавили отрезы ситца, а в день похорон раздавали кур. Стоит ли упоминать, что народ ломился на поминки, и многие эти 6 недель не только хорошо питались каждый день, но и накопили денег.
Для состоятельных граждан каждый день 6 недель устраивались обеды и ужины. Всем приходящим предлагался большой выбор блюд и напитков (безалкогольных), и выдавались деньги - но уже суммы варьировались от 1 до 5 рублей. Каждый день управляющий скончавшегося купца не торгуясь скупал полностью весь привоз на рынок масла, сыра, молока, яиц и прочих продуктов. А все балаковские пекарни были арендованы для выпечки хлеба для поминок и при этом все были перегружены работой так, что к печам становились сами хозяева.
А дальше...
Дальше была революция.
Могила Анисия Михайловича была разорена, его останки были выкинуты и пропали. В храме сделали сперва драмтеатр имени Василия Чапаева (!), потом там устроили дворец культуры завода машиностроителей. И только в 1989 году он был отдан старообрядцам. Купцы исчезли. Обычаи забылись. А Балаково стал маленьким нищим провинциальным городком.
Такие вот дела...