Найти тему
Хитрая лиса

Список литературы советского школьника в 1938 году

Оглавление

Многие люди старшего поколения говорят о том, что в СССР образование было лучше.

Что их учили образцово. И они учились образцово. Всё было образцово.

Что в те времена они читали больше. А какие книги?! Все произведения о Родине, о чести и достоинстве, о моральных принципах... И поэтому они взрослели раньше. И многое понимали...

Мне стало интересно узнать, а правда ли это? Действительно ли они читали и изучали настолько серьезные произведения? Читала ли я их в школе?

И вот, что я обнаружила...

Перед анализом списка литературы прошу поставить лайк и подписаться на канал. Так я пойму, что тема вам интересна.

Фото автора Suzy Hazelwood: Pexels
Фото автора Suzy Hazelwood: Pexels

Начнем с того, что в школе обучение длилось 10 лет. (А не 7 лет, как в послереволюционные годы) Программы обучения были стандартизированы. Независимо от региона проживания все школьники в один и тот же день изучали одно и то же.

В этой статье я решила рассмотреть два списка литературы советского школьника: 9 и 10 классы.

9 класс

  • Николай Гоголь. «Мертвые души», т. 1
  • Виссарион Белинский. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», письмо Гоголю от 3 июля 1847 года
  • Александр Герцен. «Былое и думы»
  • Иван Гончаров. «Обломов»
  • Александр Островский. «Гроза»
  • Иван Тургенев. «Отцы и дети»
  • Николай Чернышевский. «Что делать?»
  • Николай Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»
  • Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»
  • Лев Толстой. «Анна Каренина»
  • Владимир Ленин. «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Л. Н. Толстой и его эпоха»

Анализ списка

В целом список состоит из классиков - Толстой, Тургенев, Гончаров, Гоголь. Определенный процент составляют современные на тот момент советские авторы. Основная функция в этих произведениях воспитательная и идеологическая.

Обучаясь в школе, я прочитала из этого списка произведения следующих авторов: Гоголь, Гончаров, Тургенев, Островский, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Толстой был в моем списке, но он был необязателен.

10 класс

  • Антон Чехов. «Крыжовник», «Вишневый сад»
  • Максим Горький. «Старуха Изергиль», «Коновалов», «На дне», «Дело Артамоновых»
  • Владимир Ленин о Максиме Горьком
  • Вячеслав Молотов. «Памяти А. М. Горького»
  • Александр Серафимович. «Железный поток»
  • Александр Фадеев. «Разгром»
  • Владимир Маяковский. Cтихи, поэмы
  • Николай Островский. «Как закалялась сталь»
  • Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
  • Песни народов СССР

Анализ списка

В выпускном классе школьнику необходимо познакомиться с бОльшим количеством советских авторов и их произведениями. Классиков уже меньше. Мне кажется, это делалось намеренно с целью политической пропаганды. Чтобы после школы человек был "настроен" как нужно.

Из списка 10 класса я прочитала произведения следующих авторов: Чехов, Горький ("На дне", "Дело Артамоновых"), Маяковский. У Шолохова читала " Тихий Дон". Вообще, сегодня в выпускном классе основной фокус внимания смещён в сторону ЕГЭ. А там нет необходимости досконально вникать в произведение. Многие обходятся кратким содержанием.

Как вам списочки?

Читайте также: