Многие люди старшего поколения говорят о том, что в СССР образование было лучше.
Что их учили образцово. И они учились образцово. Всё было образцово.
Что в те времена они читали больше. А какие книги?! Все произведения о Родине, о чести и достоинстве, о моральных принципах... И поэтому они взрослели раньше. И многое понимали...
Мне стало интересно узнать, а правда ли это? Действительно ли они читали и изучали настолько серьезные произведения? Читала ли я их в школе?
И вот, что я обнаружила...
Перед анализом списка литературы прошу поставить лайк и подписаться на канал. Так я пойму, что тема вам интересна.
Начнем с того, что в школе обучение длилось 10 лет. (А не 7 лет, как в послереволюционные годы) Программы обучения были стандартизированы. Независимо от региона проживания все школьники в один и тот же день изучали одно и то же.
В этой статье я решила рассмотреть два списка литературы советского школьника: 9 и 10 классы.
9 класс
- Николай Гоголь. «Мертвые души», т. 1
- Виссарион Белинский. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», письмо Гоголю от 3 июля 1847 года
- Александр Герцен. «Былое и думы»
- Иван Гончаров. «Обломов»
- Александр Островский. «Гроза»
- Иван Тургенев. «Отцы и дети»
- Николай Чернышевский. «Что делать?»
- Николай Некрасов. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»
- Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»
- Лев Толстой. «Анна Каренина»
- Владимир Ленин. «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», «Л. Н. Толстой и его эпоха»
Анализ списка
В целом список состоит из классиков - Толстой, Тургенев, Гончаров, Гоголь. Определенный процент составляют современные на тот момент советские авторы. Основная функция в этих произведениях воспитательная и идеологическая.
Обучаясь в школе, я прочитала из этого списка произведения следующих авторов: Гоголь, Гончаров, Тургенев, Островский, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Толстой был в моем списке, но он был необязателен.
10 класс
- Антон Чехов. «Крыжовник», «Вишневый сад»
- Максим Горький. «Старуха Изергиль», «Коновалов», «На дне», «Дело Артамоновых»
- Владимир Ленин о Максиме Горьком
- Вячеслав Молотов. «Памяти А. М. Горького»
- Александр Серафимович. «Железный поток»
- Александр Фадеев. «Разгром»
- Владимир Маяковский. Cтихи, поэмы
- Николай Островский. «Как закалялась сталь»
- Михаил Шолохов. «Поднятая целина»
- Песни народов СССР
Анализ списка
В выпускном классе школьнику необходимо познакомиться с бОльшим количеством советских авторов и их произведениями. Классиков уже меньше. Мне кажется, это делалось намеренно с целью политической пропаганды. Чтобы после школы человек был "настроен" как нужно.
Из списка 10 класса я прочитала произведения следующих авторов: Чехов, Горький ("На дне", "Дело Артамоновых"), Маяковский. У Шолохова читала " Тихий Дон". Вообще, сегодня в выпускном классе основной фокус внимания смещён в сторону ЕГЭ. А там нет необходимости досконально вникать в произведение. Многие обходятся кратким содержанием.
Как вам списочки?
Читайте также: