Есть все основания полагать, что Ульрика Элеонора, младшая сестра неистового шведского короля Карла XII (и сама время от времени королева) — была спокойной, полной достоинства женщиной. Иначе как объяснить, что автор этого портрета остался жив?
Да, Ульрика не была красавицей. Но другие её портреты показывают, что даже такое лицо можно подать по-другому. И 35-летний автор полотна Мартин ван Мейтенс не был художником-самоучкой — спустя пару лет он стал придворным живописцем императора Священной Римской империи Карла VI, а позже директором Академии изобразительных искусств в Вене.
Но ван Майтенс был известным шутником, чему пример — его двусторонняя «Монашка на коленях» (1731 год). Поищите в интернете, здесь я опубликовать картину не смогу — не пройдёт цензуру. Так что и с королевой ван Майтенс, наверное, пошутил. А Ульрика, видимо, пожала плечами и отправила портрет в загородный королевский замок Грипсхольм, откуда он в 1866 году переехал в Национальный музей Швеции. Никаких казней!
Эта шведка спокойно принимала всё, что с ней происходило. Младшая дочь Карла XI Шведского с детства получала мало внимания — к трону готовили её брата Карла или, по крайней мере, старшую сестру Гедвигу Софию. Мужа некрасивой принцессе нашли, только когда ей стукнуло 27 лет — им стал 38-летний вдовец Фридрих Гессенский.
Но Гедвига в 1708 году умерла, а Карл после разгрома под Полтавой в 1709-м на несколько лет застрял на территории Османской империи. И Ульрика безропотно подхватила государственные дела, хотя склонности к ним, по воспоминаниям современников, не имела.
Когда Карл в 1718 году при осаде норвежской крепости Фредрикстен получил пулю в правый висок, Ульрика удержала власть и была провозглашена королевой. Но Швецию раздирали на части противоборствующие политические силы, править одной было тяжело.
Ульрика обратилась к сословиям королевства с предложением сделать соправителем её обожаемого Фридриха (ставшего в Швеции Фредриком) и получила отказ. Что ж, в 1720-м королева отреклась от престола в пользу мужа — с оговоркой, что в случае его смерти вновь примет корону.
Во время заграничной поездки Фридриха в 1731 и его болезни в 1738 году она вполне успешно брала правление на себя. А потом отдавала, хотя Фридрих-Фредрик и оказался никудышным мужем. С 1730 года он жил фактически в другом браке — с придворной дамой Хедвигой Таубе, которую сделал риксграфиней фон Гессенштайн. Хедвига Таубе родила королю двух сыновей и двух дочерей, а Ульрика Элеонора наследников не принесла. Говорили, что добрая королева закрывала глаза на вторую семью мужа, не желая лишать его радости отцовства.
Моя 70-летняя мама оказалась знатоком русского фольклора. Когда я показал ей портрет Ульрики, мама отреагировала пословицей: «Не по милому — хорош, а по хорошему мил». Надеюсь, добрая некрасивая королева Швеции осталась довольна жизнью, которую прожила. Современники вспоминали, что отойдя от власти, она «предавалась чтению и благотворительности».