Идея разумных органоидов, созданных в лаборатории, поднимает этические вопросы, которые также волнуют науку. Ученые говорят, что есть причины, по которым иногда необходимо создать сознание, а затем уничтожить его.
Новая статья, заставляющая задуматься, поднимает некоторые чрезвычайно важные научные вопросы: могут ли клетки мозга, созданные и выращенные в лаборатории, стать чувствительными? Как это будет выглядеть и как ученые могли бы это проверить? И имеет ли разумный мозг, выращенный в лаборатории "органеллы", какие-то права?
Мы связываем этот термин с вычислениями и искусственным интеллектом, но вопрос о том, кто (или что) является или не является «разумным» и чувствительным, соответственно заслуживающим прав и моральных соображений, восходит к самому началу человеческого опыта.
Вот как Стэнфордский философский словарь описывает чувствительность:
«Животное, человек или другая когнитивная система […] может быть сознательной в общем смысле просто как разумное существо, способное ощущать свой мир и реагировать на него. Сознание в этом смысле может распознавать степени, и какие сенсорные способности достаточны, может быть не ясно определено. Например, знают ли рыбы? А креветки или пчелы? "
В журнале Nature репортер Сара Рирдон объясняет конкретную область, в которой разгораются споры о чувствительности. В августе 2019 года Элисон Муотри, профессор кафедры педиатрии и клеточной и молекулярной медицины Калифорнийского университета в Сан-Диего, опубликовала статью с коллегами из Cell Stem Cell о «создании органелл человеческого мозга, которые производят скоординированные волны активности, похожие на эти». наблюдается у недоношенных детей.
И эти волны, по словам Рирдона, продолжались за несколько месяцев до того, как Муотри и его команда завершили эксперимент. Это означает, что клетки, которые группа Муотри создает в лаборатории, показывают начало «когнитивной системы», которая в конечном итоге может каким-то образом «чувствовать и реагировать на свой мир».
Рирдон цитирует другие подобные исследования в журнале Nature - ученые из Национальной академии наук, инженерии и медицины США теперь хотят установить набор руководящих принципов, «чтобы направлять гуманное использование органелл мозга и другие эксперименты, которые могут привести к осознанию. , «Точно так же, как правила, которым следуют исследователи при изучении животных.
В этом продолжающемся исследовании, которое началось в июне прошлого года, комитет проанализировал все соответствующие исследования в попытке ответить на этические вопросы об органеллах мозга и химерах человека и животных. К ним относятся: Как исследователи определяют или идентифицируют сознание у химерного животного?
Требуется ли лечение исследуемых животных с расширенными возможностями по сравнению с типичными моделями животных? Каковы подходящие механизмы отказа от таких моделей?
Насколько большими или сложными должны быть органоиды мозга vivo, чтобы добиться повышенного или человеческого сознания?
Должны ли пациенты дать свое явное согласие на использование их клеток для создания нейрональных органелл?
Человеческое развитие и способности всегда были ключевой аналогией, с которой борются философы-моралисты. Питер Сингер, философ-утилитарист и защитник прав «живых существ», сделал оговорку, что курица или другое животное может превосходить некоторых людей по крайней мере в некоторых качествах, но, как он утверждает, мы относимся к ним очень по-разному морально. Вы уже можете видеть, что дебаты становятся противоречивыми и разделенными.
«Муотри и многие другие неврологи считают, что органеллы человеческого мозга могут быть ключом к пониманию уникальных человеческих состояний, таких как аутизм и шизофрения, которые невозможно детально изучить на моделях мышей», - объясняет Рирдон в Nature. «Чтобы достичь этой цели, - говорит Муотри, - нам, возможно, придется специально создать сознание».
Другие сложные области исследования включают возрождение недавно умерших мозгов, но это все еще считается отдельным от ощущения, которое люди создают полностью искусственно. Тесты на чувствительность могут включать математические модели, основанные на плотности нейронов, объясняет Рирдон, или медицинские снимки «мозговой» активности. Любой настоящий этический стандарт, вероятно, будет включать ряд критериев, которые ученые могут превратить в составной показатель.
Для ученых, которые уже привыкли использовать довольно умных лабораторных животных в деструктивных (буквально) испытаниях, разница может показаться небольшой или даже незначительной. Но это одна из причин, по которой существует этика: чтобы задавать сложные вопросы и требовать от ученых ответов.