.
.
Вопреки большинству преставлений о Язычестве, Язычество, в отличие от Христианства, и религий монотеистических, не столько не знает Единого Бога, сколько не знает четкой границы меж Богом, и Сущим, ибо, Божественное не растождествляется с миром, олицетворяясь в Природе. При этом, творческие силы Божества становятся и силами Природы, стихиями, которые олицетворяют разные Начала , или Боги. В самом деле, даже по представлению неоплатоников, если бы Единое отделялось от Множества, оно не было бы Единым (потому, и в христианстве Единое преодолевается понятием Троицы. )Язычество - религия родовая, религия рода . А христианство это религия личности., сопряженная с пониманием пропасти меж Богом и миром, меж земным и небесным, между мирским и святым. Но с другой стороны, если эту пропасть преодолел, и заполнил сошедший в мир Христос, больше нет и такой непреодолимой пропасти меж небом и землей. Так, даже жанр русской народной сказки это по своему путь от космического Эроса , ( в языческом мифе), к христианской, человеческой Любви, путь от Рода к Личности.
.
ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ СТАРОЕ СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО
.
.
Люблю ли я славянское язычество? Конечно люблю, да и как можно не любить русские сказки, из которых и доносится до нас отголоски русского, доброго , такого семейного язычества? Как можно не любить русских сказочных героев, и героинь, например, Василису Премудрую, которая конечно пришла из языческих русских эпох, оставшись лишь в сказках. Как можно не любить добрых , и заколдованных духов леса, звезд, и цветов, чью райскую сущность может расколдовать лишь Христос, а не убившая эти верования цивилизация? Это такое же родное для Руси, как и православие, ничуть не меньше. Но когда из язычества пытаются делать философию, оно тотчас перестает быть язычеством (невинным и поэтичным), а становится надуманной идеологией, или чисто спекулятивной системой. Каждое язычество - это прежде всего приоритет поэзии над философией, природы над культурой, и историей , наконец, язычество, это приоритет мифа над религией, что и составляет его невыразимую, мистическую очевидность .
Х Х Х
.
.
.
.
Утки утки куда
вы взмываете
над спящим заливом
как столетья давно
прошедшей эпохи Руси -
где полосы тумана остались
как клочья упряжки порванной
от ладьи ДаждьБога славянского?
теперь вы роднее ангелам, а не птицам.
может быть ваши перья - окрашены Раем Небесным .
Ноябрь, 2018 г (стихи автора этой заметки)
*
P. S.
В конце концов , миф (и традиция) коллективен, а сказка личностна. Однако, и христианство в сущности личностно.