Найти в Дзене
Следы памяти I XX век

Глава 41. Начальства на Колыме было два — Дальстрой МВД и вожди заключенных

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь. Проработав в Дальстрое пять лет, я поняла, что могу заниматься любой плановой работой в любой отрасли. Так это в дальнейшем и было. Я пришла к выводу, что сложнее всего планировать сельское хозяйство. Несколько подотраслей, везде постоянно меняющиеся нормы (привеса, приплода, посева, и т.д.). А климатические особенности что значат… По сельскому хозяйству составляется два плана: на календарный год и на сельскохозяйственный. Это не какой-нибудь завод, где каждый день похож на предыдущий. Но жизнь все равно разнообразнее. Поэтому, еще немного о Колыме… Местность вся в сопках и гористых перевалах. Много рек, но не крупных. А сколько красивых мест. Где там знаменитым Красноярским Столбам. На Колыме есть место в каждой стороне от основной трассы, где по одну сторону дороги невысокая тайга, а по другую — разнообразные высокие каменные столбы невероятных форм: то прямые, то кривые, то похожие на каких-нибудь зверей, и так несколько километров.

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.

Проработав в Дальстрое пять лет, я поняла, что могу заниматься любой плановой работой в любой отрасли. Так это в дальнейшем и было. Я пришла к выводу, что сложнее всего планировать сельское хозяйство. Несколько подотраслей, везде постоянно меняющиеся нормы (привеса, приплода, посева, и т.д.). А климатические особенности что значат… По сельскому хозяйству составляется два плана: на календарный год и на сельскохозяйственный. Это не какой-нибудь завод, где каждый день похож на предыдущий.

Но жизнь все равно разнообразнее. Поэтому, еще немного о Колыме… Местность вся в сопках и гористых перевалах. Много рек, но не крупных. А сколько красивых мест. Где там знаменитым Красноярским Столбам. На Колыме есть место в каждой стороне от основной трассы, где по одну сторону дороги невысокая тайга, а по другую — разнообразные высокие каменные столбы невероятных форм: то прямые, то кривые, то похожие на каких-нибудь зверей, и так несколько километров.

А какие перевалы — при мне еще сохранилось название перевала «Дунькин пуп». Это в 40-е годы старатели, проезжая перевал, где Дунька командовала столовой и ремпунктом, за личные услуги расплачивались с ней золотой россыпью, мерой, сколько помещалось в ее пуп. Так и сохранилось название.

А места, куда по рекам заплывала кета нереститься... В узких местах кета не могла разместиться и плыла толстым слоем, перепрыгивая впереди плывущих. Видели такое когда-нибудь? Чудесно проводили мы пару летних месяцев. Кругом прекрасная зелень, ягоды, рыбалка и стаи мошек и комаров, которые покрывали все открытые места человека. Спасались спокойно. Все открытые места смазывали солидолом и отдыхали. Плохо то, что купаться было нельзя. Очень уж холодная вода. Охотники охотились, рыбаки рыбачили. Все как полагается. Вот только зима очень уж длинная да суровая.

Интересно, что весна на Колыме длится всего одну-две недели. Помню, как еду в Сусуман в командировку на одну неделю в конце мая — все еще в снегу, еду обратно — все кусты зеленые и цветов полно. Как в сказке.

Начальства на Колыме было два. Первое — Дальстрой МВД, и второе — вожди заключенных. Они почему-то имели право свободного хождения и руководили всеми заключенными и спецпоселенцами. Руководство МВД их знало, но не трогало. Так для всех было лучше.

Однажды на окраине поселка под машину попал главарь сообщества заключенных и спецпоселенцев. На крутом спуске отказали тормоза. Шофер опознал пострадавшего и очень испугался. Что теперь с ним будет? Но к нему подошли свидетели происшествия — бывшие лагерники, и успокоили шофера, сказав ему, что он не виноват. Погибший — большой главарь, работал в диспетчерской автобазы и имел право свободно ходить по поселку, но не дальше.

В поселке Палатка, кроме домов для работающих на базе и ее предприятиях, было много частных небольших одноэтажных домов, которые окружали центр поселка. Печальное событие моментально разнеслось по всему поселку, и, конечно, по лагерям. Селекторная связь обеспечивала сообщение этого события по всему Дальстрою. В одном из частных домов готовились к проводам. Закупили хорошие продукты, у частников — всех собак (на жаркое). На глазах у начальства в поселок съезжались все «солидные» люди, даже из лагерей. На третий день были проводы, за которыми мы наблюдали из окон управления.

Это событие было приурочено к моменту вывода из зоны и, соответственно, вводу в зону встречной колонны заключенных. Когда огромная толпа, участвующая в церемонии прощания, повстречалась с колонной заключенных, все остановились на минуту молчания, сняв головные уборы. То же было и при встрече со второй колонной заключенных, которую вводили в зону предприятия.

Все прошло тихо и благородно, и даже как-то торжественно. Позже в поселок стало съезжаться руководство Дальстроя. На совещании пытались найти виновника, допустившего такие почетные проводы уголовника. Спокойненько все замяли. Виновных не было.

___

⏪Глава 40 ⏩ Глава 42

Автор: Рахманова Вера Михайловна

©«Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены

Непогода в окрестностях Магадана. Автор: kaikups. Фото с сайта canva.com. Лицензия One Design Use License.
Непогода в окрестностях Магадана. Автор: kaikups. Фото с сайта canva.com. Лицензия One Design Use License.