Найти тему
Следы памяти I XX век

Глава 42. Если случайно приезжал слабак — и одну зиму не выдерживал, покидал Колыму

В поселке появилась замена ушедшей знаменитости среди заключенных и спецпоселенцев, и работать он стал на той же должности. Я его видела. Очень сильный и волевой человек лет сорока. В это время приехала красивая пара договорников на руководящие должности. Оба члены КПСС. Жена нового работника познакомилась с новым авторитетом заключенных. Они полюбили друг друга. Скандал. Разбор дела на партсобрании был строгий и суровый — исключение провинившихся из партии. Женщина, не раздумывая, положила партбилет на стол секретаря партбюро, и ушла с собрания и из дома. Любовь победила. Она сильнее всех запретов, таков главный закон жизни.

Много интересного я видела и слышала в поселке со скромным названием «Палатка». Народ в поселке был непростой, очень разнообразный, смелый, решительный, сильный, прошедший, как говорится, огонь и воду, и медные трубы. Немного о шоферах. Это был костяк работающих на автобазе. Почти все договорники, молодые и отчаянные. Если случайно приезжал слабак, то и одну зиму он не выдерживал, и переходил работать ремонтником, или в какой-нибудь цех, или покидал Колыму.

Морозы приходилось преодолевать большую часть года. Ведь в Дальстрое порядок был такой: и заключенные, и больные люди обязаны были работать при любой температуре. Никаких пределов не было. А температура по территории Дальстроя в некоторых местах держалась месяцами от минус 20-30 градусов до минус 60-65 градусов. Свыше 60 градусов ходить почти невозможно. Передвигаются перебежками. Часто обмораживаются и очень сильно. Даже школьники, и те в школу ходили при любой температуре.

И вот, представляете себе, в таких условиях шофер на большегрузной машине, да еще с прицепом едет в рейс за 300-1000 километров. Кабины, правда, отапливались — это если машина на ходу, а если сломалось что-нибудь? Как правило, в дальние рейсы посылали по два человека в кабине и работали они по очереди и днем и ночью. Это еще не все трудности. Бывало и так, что на каком-нибудь подъеме на перевал шустрые работники ремонтных пунктов, а иногда и беглые из лагерей, забирались на прицеп или машину, и сбрасывали часть груза (ящик масла или мешок сахара, крупы, консервы или еще что-нибудь). Спрыгивали с машины сами, и груз пропадал.

По правилам, стоимость украденного груза высчитывали у шофера из заработной платы. Бывали и схватки, и говорят еще какие. Шоферы огнестрельное оружие не имели права возить с собой, но зато ножи разные всегда были с ними обязательно. Представляете себе, какими были шоферы в Дальстрое, и как им доставались деньги?

Начальником отдела эксплуатации на автобазе был Иван Иванович Герасимов. Человек-легенда. Средних лет, коренастый, сильный, умный и остроумный — блестящий автомобилист. Утром, когда заводили машины, обязательно прошедшие технический контроль, Иван Иванович каким-то чудом за 100-200 метров улавливал неисправность машины. Он бежал туда и снимал машину с рейса. Проверка подтверждала всегда его правоту. У Ивана Ивановича не было даже среднего образования, а вот в подчинении у него было более тридцати дипломированных инженеров. Все его уважали, ценили и любили — и рабочие, и шоферы, и начальство.

Заметили, что на одном из перевалов, приблизительно километрах в 150-ти от автобазы, участились случаи пропажи груза. Иван Иванович с двумя или тремя шоферами едет на ремпункт около этого злосчастного перевала. Собирает в диспетчерской весь состав работников ремпункта и в спокойной форме предъявляет ультиматум. Если через час весь украденный за последнее время груз не будет в диспетчерской, то потом пеняйте на себя. А сам с шоферами уходит в буфет, который был при ремпункте.

Когда он с товарищами возвращается в диспетчерскую, то там уже лежит весь похищенный груз, но только больше, чем украли у шоферов нашей автобазы. Немного перепутали — у кого что украли. Ведь по этой трассе шли машины и других автобаз. На этом карательная экспедиция и закончилась. Вот какой авторитет был у этого простого русского мужика!

⏪Глава 41 ⏩ Глава 43

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь.

© «Следы памяти», Рахманова С.А. Москва, 2020 г., автор: Рахманова Вера Михайловна

Здание бывшего управления «Дальстроя», ныне объединения «Северовостокзолото»: улица Пролетарская, 12, Магадан, Магаданская область 1938-1941 архитектор Н.Н.Юргенсон, инженер-конструктор В.Г.Дроздов. Автор: Timofeevandrew. Фото с сайта: commons.wikimedia.org. Лицензия: CC BY-SA 4.0