В 1975 году на южном берегу озера Друкшяй началось строительство Игналинской атомной электростанции. Если посмотреть на карту, то, невольно, задаешься вопросом: а почему АЭС назвали Игналинской, ведь до самой Игналины порядка 40-ка километров? Все очень просто: раньше эта местность входила в состав Игналинского района, Литовской ССР, отсюда и название.
Изначально планировалось построить четырехблочную АЭС, но позже пересмотрели проект и уменьшили количество блоков до трех. А в 1988 году Совет Министров Литовской ССР принял решение о прекращении финансирования строительства третьего энергоблока. В итоге успели создать и запустить в работу только два.
31 декабря 1983 года был запущен первый реактор, а 20 августа 1987 года - второй. Это были самые мощные реакторы в мире. Не без гордости озвучивали это ее достоинство ядерщики. До сих пор ни одна АЭС в мире не смогла превысить мощность реакторов Игналинской АЭС. На самой высокой вентиляционной трубе второго энергоблока красовалось слово из огромных стальных букв «СССР». На строительство АЭС ушло 11 лет.
Все ли хорошо было на электростанции во время ее эксплуатации? По большому счету, можно сказать, что да. Были, конечно, маленькие и средние поломки, но это не влияло на безопасность. Но с другой стороны было и много недочетов в строительстве. И более того, когда планировали третий энергоблок, то все недочеты первого блока были перенесены на третий без корректировки. Это явилось одной из многих причин, по которой решено было приостановить строительство.
Порой в Даугавпилсе распространялись слухи, в которых обвиняли АЭС, хотя на самом деле она была совсем ни при чем. Людей можно понять, ведь горький опыт Чернобыльской АЭС и совсем маленькое, в 50 километров, расстояние до ИАЭС, заставлял с опаской относится к такому соседу. Так, например, в Даугавпилсе в 1987 году часть горожан в один день задалась вопросом, куда исчезли воробьи из города? Винили в этом атомную электростанцию. Но воробьи вернулись так же неожиданно, как и улетели. И люди успокоились. В другой раз обвинения в адрес АЭС посыпались, когда на огородах Даугавпилса случился плохой урожай огурцов, потом жаловались на почерневшую ботву картофеля, подозрения так же вызывали поливочные машины, которые работали в ночное время для поливки улиц города. И подобных случаев, наверняка, было много. Но всё это лишь догадки и лишние переживания со стороны горожан. В целом, повторюсь, АЭС работала без замечаний. А после аварии на ЧАЭС был выполнен дополнительный объем работ по повышению безопасности.
Случались и выбросы в атмосферу, но они не превышали предельно допустимых значений. Так что радиационная обстановка всегда была в норме. Были и аварийные остановки реактора. Но все это было не по причине неисправности самого реактора.
Но опасность для города все же была. Эта ошибка или этот русский «авось» могли бы сыграть злую шутку. Конечно, для нашей сейсмобезопасной местности это, может быть, и не к чему, но в проекте Игналинской АЭС заложены низкие запасы прочности в случае землетрясения. Расчеты сделаны на выдерживание 6-бального землетрясения. «Откуда такому взяться в нашем регионе, ведь никогда же не было здесь землетрясений?», - подумаете вы и будете не правы. В начале 20-го века в этом районе было зафиксировано землетрясение в 7 баллов. Теперь можно сказать, что все обошлось.
31 декабря 2004 года был навсегда остановлен первый блок. 31 декабря 2009 года остановили второй блок и АЭС перестала выдавать электроэнергию потребителям. Решение о приостановке станции приняло правительство Литвы. Граждан Литвы никто не спрашивал, а они как раз-то и не хотели, чтобы АЭС прекращала свою работу. Почему же остановили станцию, ведь по мнению экспертов МАГАТЭ она не уступала в надежности и безопасности западным аналогам и могла еще несколько лет работать и приносить прибыль? Оказывается, это было категоричное требование в качестве обязательного условия членства Литвы в Евросоюзе.
Разрабатывался проект постройки новой станции к 2020 году на этом же озере, но он так и не сдвинулся с места из-за экологических, организационных и финансовых проволочек. Что касается самих литовцев, то был проведен опрос по поводу строительства новой АЭС. 32% ответили, что станцию удастся построить в промежутке между 2050 и 2100 годом, а 21% опрошенных вообще не верят в то, что Литва сможет построить АЭС.