Найти в Дзене

Русский крестьянин в Южной Африке и на Барбадосе (1805-1815)

Он был земляком Ломоносова. Государственный крестьянин Иван Петров сын Спехин родился 30 марта 1785 года в деревне Зачачье Холмогорского уезда. В семь лет крестьянский паренек бегло читал и хорошо писал. В девять – остался без отца и матери.

Два года Ваня проработал мальчиком на побегушках у купца, потом в течение трех лет был слугой у чиновника в Архангельске. Еще несколько лет – прожил в своей деревне. В 1804 году девятнадцатилетний Иван Спехин нанялся матросом на русский торговый корабль, шедший в Лондон. Так началась одиссея архангельского крестьянина!

Он не подозревал, что возвратится домой лишь через 13 лет. Иначе – не ушел бы в плавание. А началось все буднично, по плану: судно, везущее зерно, дошло до Лондона, товар продали, переждали зимние шторма и весною 1805 года собрались домой. Матрос вместе со штурманом должен был в день отплытия сделать последние покупки. Штурман напился до зелена змия и уплыл на шлюпке без товарища.

Корабль ушел, и Иван Спехин остался в Лондоне один – без языка, без жизненного опыта, без денег, без знакомств. Ему бы побежать в российское посольство… но это мы сейчас такие умные!

Какой-то «добрый человек» приютил на ночь доверчивого Ивана, а рано утром – продал его в Ост-индскую компанию за пять фунтов стерлингов в качестве матроса. Ни документов, ни согласия у парня не спросили.

Так русский матрос Иван Петров Спехин превратился в английского матроса Джона Петерсона.

Английский корабль Diadem у мыса Доброй Надежды, картина 1805 года
Английский корабль Diadem у мыса Доброй Надежды, картина 1805 года

Транспорты, принадлежащие компании, отправились в Ост-Индию. Другие суда перевозили батальоны британской пехоты. Англичане намеревались отнять у голландцев Капскую колонию на месте нынешней ЮАР. После нескольких месяцев плавания британцы высадили десант, 8 января 1806 года разбили голландцев в битве у Блауберга и приняли капитуляцию Кейптауна. Южная Африка – стала английской. Такие исторические события произошли на глазах матроса «Джона Питерсона» из Анхангельска.

До Индии все же наш герой не доплыл. Когда суда подняли якоря, он с кучкой других матросов остался в Кейптауне. По-видимому, просто дезертировал. Несмотря на то, что после 8 месяцев матросской службы ему полагалось 40 фунтов жалованья (800 рублей).

В Капской колонии архангельскому парню было некуда податься, и он очень скоро … вновь поступил на службу к англичанам. Но не матросом, а солдатом. Первые два года Джон служил в Африке денщиком у майора, а потом вместе с батальоном отправился в Вест-Индию, где свирепствовала малярия.

Батальон побывал на трех островах: Барбадос, Антигуа и Сент-Люсия. Через несколько лет от 1000 солдат осталось только 200. 800 человек умерли от болезней. Но Джон Питерсон-Спехин был живуч!

Пришло пополнение из Англии, и батальон отправили в Суринам. Архангельский мужик и тут не скис. «Джон Питерсон» за это время выучил математику, английский язык и английскую грамоту, был произведен в капралы, потом – в унтер-офицеры.

«Джон Питерсон» должен был прослужить в британской армии 14 лет. Однако 8 лет в Вест-Индии считались за 12. Плюс 2 года, проведенные в Африке… В общем, в 1815 году «Джон» сумел выйти в отставку (хотя ему предлагали продолжить службу) и еще через два года – вернулся в Россию. Здесь его ждала ложка дегтя.

Герой, бросивший в Лондоне Ивана Спехина, проспался и решил оправдать свой поступок. По возвращении в Архангельск, он объявил, что парень сам сбежал. Поэтому ответственность понес не шкипер-идиот, а брошенный в порту матрос, который через 12 лет все же добрался до России. В 1817 году Спехина судили и наказали 10 ударами плетей. Спасибо, что хоть не сослали: судя по его словам, была и такая возможность:

«за молодостью лет оставлен на родине»

Как дальше сложилась судьба моряка и солдата? Он... открыл деревенскую школу!

«С 1825 года я принялся обучать за небольшую плату крестьянских мальчиков и девочек чтению и письму… тем же из них, которые жили далеко от моего дома, за ненастьем и морозами, я давал ночлег и похлебку бесплатно».

Сельский интеллигент выучил 250 детей обоего пола. Многие из них потом хорошо устроились в жизни. А еще Иван Спехин отмечает, что он

«обходился с учениками всегда кротко».

В возрасте 72 лет (во время написания автобиографии) он продолжал учить детей.

Человек удивительной судьбы скончался на 83 году жизни в родном селе Зачачье. Могила Ивана Спехина сохранилась. На камне можно прочитать:

«Истинно полезному, уважаемому вольному учителю благодарные ученики»
-2

Все мои статьи можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Предпоследняя галера в мире

Рассказ ребенка из бедной семьи. Коломна, середина XIX века

Какие сны снятся историкам?