Одним из самых неприятных персонажей, прописанных Александром Сергеевичем Пушкиным, является, без сомнения, генерал-аншеф Троекуров из романа «Дубровский». Чего только не вытворял этот литературный герой на страницах книг. Внушая страх всей губернии, буйствовал и самодурствовал что есть силы.
Хотя Пушкин и не сообщил, кто является прототипом Троекурова, большинство исследователей склоняются к мнению, что им являлся некий помещик — генерал Измайлов, слухи о похождении которого разносились по всей империи.
Герой войны
Во время Отечественной войны 1812 года Измайлов показал себя настоящим героем. Будучи предводителем дворянства Рязанской губернии, он сформировал и возглавил рязанское ополчение, за что и был награжден орденами, а также чином генерал-лейтенанта.
Буйный нрав дворянина был как нельзя кстати во время боевых действий, но с наступлением мира Измайлову стало слишком скучно. Поселившись в своей усадьбе он начал творить такие бесчинства, что сам император Александр I призвал губернские власти «о справедливости сиих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».
Забавы барина
Свой дурной характер Измайлов вымещал в основном на крепостных. Особенно страдали девушки и женщины. Некоторых из них он селил в «тереме», больше напоминавшем тюрьму, откуда они не могли выходить или видеться с родными. Этот домашний «гарем» посещал и сам Измайлов, и его особенно дорогие гости.
Остальных крепостных помещик наказывал за малейшую провинность и делал это весьма изощренно, выдумывая все новые и новые способы. А чтобы слухи о его злодеяниях не разнеслись по округе, Измайлов запретил ходить холопам исповедоваться.
Страдали даже небогатые дворяне, имевшие несчастье оказаться соседями самодура. Как писал Пушкин в «Дубровском»: «Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей». Такие же «забавы» любил и Измайлов.
Преступление и наказание
Хотя на похождения Измайлова обратил внимание сам император, помещик долгое время оставался безнаказанным.
Первое расследование развалилось: помещик сумел откупиться и вышел не понес никакого наказания. Зато заключением в острог наказали крестьян, посмевших свидетельствовать против барина.
Уверившись в своей безнаказанности, даже после следствия Измайлов продолжил свою разгульную жизнь, однако зарвался до такой степени, что из столицы прислали полковника.
Дело было возобновлено. Длилось оно три года. Крепостных оправдали, а имения Измайлова взяли под опеку и надзор. Впрочем, сам помещик, к тому времени достигший преклонного возраста и уже тяжело больной, почти не пострадал — остался жить в своей усадьбе на полном обеспечении.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать: