Прежде чем открывать свой бизнес, необходимо пройти подготовительный этап.
Он заключается в исследовании рынка, той отрасли, к которой относится выбранная Вами ниша.
На основе предварительного анализа Вы будете рассчитывать бизнес-план по реализации своего проекта. Подробный анализ позволит Вам более осознанно и эффективно разработать Вашу стратегию развития. Проведя комплексное исследование рынка, мы увидим, как и сколько необходимо потратить денег и других ресурсов. Это Ваши финансы – стартовый капитал, который вы вложите и его окупаемость.
Ключевыми вопросами при исследовании рынка являются:
Как думают и ведут себя Ваши клиенты? Общепринятая ошибка отталкиваться только от своего мнения и интересов. Это неправильно. В какой-то момент нужно быть в роли покупателя, именно с этой точки зрения здраво оценить насколько Ваш проект перспективен.
Каждый проект подразумевает какое-либо конкурентное преимущество. Они должны обязательно перекликаться с теми ключевыми факторами, которые уже успешно существуют в данной отрасли.
Например, логистика, так как в наше время клиенты ценят быстроту и оперативность. На данный момент, ранок перенасыщен товаром и потребители все больше уделяют внимание качеству. Если это услуга, необходимо уделить внимание также качеству обслуживания.
Анализ рынка состоит из двух аспектов:
СПРОС
Создание продукта или услуги для решения той или иной проблемы. Нужно определить целевую аудиторию, создать портрет Вашего конечного потребителя.
С каким сегментом Вы планируете работать b2b или b2c, т.е. кто Ваш клиент: физические или юридические лица? Есть ограничения Вашей деятельности по географическому фактору?
Изучите динамику рынка за отдельно взятый период, чтобы увидеть изменение спроса, его увеличение или снижение. Проанализировав ситуацию, это поможет Вам принять правильное решение в выборе направления деятельности. Учитывайте характер спроса, поведение клиента. Как он принимает решение сделать покупку и какие факторы влияют на его выбор? Почему среди такого выбора (ваших конкурентов) потребитель должен купить именно у Вас, сравнивая другие предложения на рынке?
Нужно изучать спрос и находить ответы на эти вопросы. Если этому не уделить время на данном этапе подготовки, то уже при запуске бизнеса Вы можете столкнуться с разными проблемами. Больше времени будет уходить на раскрутку, на продвижение – информирование, огромные средства, вложенные в рекламу. Это критично, потому что мало кто из предпринимателей на старте закладывает достаточно средств, чтобы выжить в первые 2-3 месяца, при этом в дальнейшем, планируя уже получать прибыль.
КОНКУРЕНЦИЯ
Исследуйте для того, чтобы занять свою долю рынка, чтобы привлечь к себе покупателя. Рынок имеет тенденцию очень быстро развиваться. Если Вы не сможете быть конкурентоспособным и не сможете выделяться на рынке, то конкуренты Вас задавят. Большинство начинающих предпринимателей не придают важности данному анализу. Правильный подход к анализу конкурентов, выбор соответствующих стратегий помогут повысить эффективность работы Вашей компании. Это один из важных шагов перед созданием бизнеса, который значительно сэкономит вложения и обеспечит стабильный доход.
При поиске конкурентов воспользуйтесь интернетом, так как более успешные компании уже давно работают через интернет. Сформулируйте точные запросы и наберите их в поисковике. В выдаче Яндекса выберите 8-10 сайтов Ваших потенциальных конкурентов. Предлагаю воспользоваться табличкой Exel и занести в нее всю информацию. Составьте список конкурентов и перечислите параметры, по которым будете их сравнивать. Например, цена товара (стоимость услуг), характеристики, дизайн (упаковка), сервис, географическое покрытие (доставка). Определите приоритетность параметров, выделяем те, которые являются наиболее критичными в выборе и те которые наименее. Записываете их в порядке убывания. При составлении этих параметров очень важно понимать по каким критериям потребитель (клиент) принимает решение о покупке. При заполнении таблицы Вы сможете увидеть сильные и слабые стороны конкурентов. Попробуйте составить план действий, учитывая их провалы. Используйте сильные стороны продукта (услуги), показывая их полезность и ценность. В свою очередь, понимание слабых сторон конкурентов даст возможность создать контраст за счет этого придаст Вашему торговому предложению большую убедительность.
Чтобы занять определенную позицию на рынке необходимо иметь данные для разработки конкурентной стратегии. Выстраивание стратегии позволит достичь гораздо больших результатов.
Методы анализа рынка:
- Конкурентная разведка
- Рейтинги, аналитики, исследования
- Проведение опроса
- Мнение (анкетирование) потребителей
- Тестирование продукта или услуги
- Посещение тематических мероприятий
- Периодика, различные публикации
В зависимости Вашего проекта выбираете более предпочтительный метод для исследования. Запаситесь терпением, так как времени на это понадобится не мало. УДАЧИ!