Майя Златогорка и Дажьбог родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхожденьях на Землю, Злата Майя и Вышний родили Крышня. Также Майя и Дажьбог родили брата Коляды — бога Овсеня.
Как два сокола летели... Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
«Книга Коляды», X, 1
Рождение Коляды и Овсеня приветствовали все небесные боги и все жители Земли. Услышал об этом и сам Сварог. Он послал с небес Огнебога Семаргла, дабы тот поклонился Коляде.
Семаргл сошёл с небосвода, прилетел к Сарачинской горе и увидел, что в глубокой пещере укрывается Златогорка, которая держит на руках младенца Коляду с книгой Вед в руках. Майя и Коляда хотели пить, поэтому Семаргл ударил золотой секирой по Сарачинской горе.
Из-за этого гора озолотилась, и в ней раскрылась златая крыница. Из этой крыницы истекла живая вода — и ту воду стали пить Златогорка, младенец Коляда и сама книга Вед.
Тут к горе съехались от сорока народов волхвы-колежане. Они видели, как Семаргл сошёл с небосвода, видели младенца Божича и книгу Вед, и они также припали к источнику живой воды.
Коляда пришёл в мир, чтобы вновь дать людям ведическое знание, которое уже давал Крышень, но которого они не уберегли. Потому, когда настал Вечер Дня Сварога, Вышний воплотился на Земле богом Колядою.
И настала эра Коляды. И явился он уже не у Алатырской горы, а у горы Сарачинской. Он явился, чтобы покарать демонов и принести Свет Ведического Знания.
И Книга Вед стала учить царей и волхвов, собравшихся вокруг Сарачинской горы:
И тогда цари и волхвы подносили Коляде дары — золото и серебро. Они зажигали свечи, пили медовую Сурью и славили Коляду:
— Коляда, наш Коляда! Коляда Святой!
Святой, Величайший! Великий —
Пречистый! Пречистый и Божий!
И Божий Родитель!
Веда славян. Вякословие (в оригинале на "языке дедове")
* * *
Узнал о рождении Коляды Чёрный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие беды от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
И Чёрный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к Хорсу и Заре-Заренице.
Хорс поднялся рано-ранёшенько и пошёл ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашёл Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Крышень-Коляда.
В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли, ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Овсеня, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:
Мы ходили, мы искали Коляду святого
На небе и на земле...
А нашли его в светлом Ирии!
Как во первом тереме — Красно Солнышко,
Во втором тереме — часты звёздочки,
В третьем тереме — ясная Заря.
«Книга Коляды», X, 2
Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке — Хорс. У Хорса — золотая борода и усы. У Зари-Зареницы — кудри русые, рассыпающиеся серебром по её плечам. Хорс и Заря усадили колежан за стол.
На богато убранном столе колежане увидели три кубка — первый с медом Сурьей, второй — с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому — Заря-Зареница, а Абриту — Коляда.
В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе — светлый Месяц, а в третье — частый Дождик. Стали гости спорить — кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он — важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он — важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растёт хлеб, и огнищане варят пиво.
— Нет, над всеми вами — Великий Бог! Коляда — сын Вышня-Дажьбога! — возразили колежане. — Скажет Солнцу: «Свети!» светит Солнце. Скажет Месяцу — тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, омочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдёт с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!
А в это время в Тёмном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать — как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:
— Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их чёрный ветер!
Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.
— Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
— Коляда, наш бог, молоденек! — ответили ей колежане. — Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дай-ка грудь молодому богу!
Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко и вместе с ядом — жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть.
Её зубы — чёрные камни,
её ноздри — в скалах пещеры,
её груди — холмы,
а волосья — кусты,
её бедра — два горных кряжа,
её руки — мосты над бездной,
а живот — иссохшее море.
Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея. Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Чёрного Аиста.
Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но, почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал так легко, будто ребёнок рвёт травинку.
Узнав о гибели Аиста, ещё больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.
По земле он влачил одною губой,
облаков касался второю.
Его челюсти — словно ущелья,
зубы — будто вершины гор...
«Книга Коляды», X, 2
Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти — сразу стал расти. Он вырос выше гор и облаков. Стал душить Дракона и в конце концов разорвал его на части.
Пояснения:
Песни о Рождестве Коляды поныне исполняют во всех славянских землях накануне Нового года. Как бог сего праздника упоминается также в манускрипте «Об идолах Владимировых»: «Шестый (идол) Коляда, ему же праздникъ прескверный бяше декабрiя 24».
В России предрождественские песнопения именуются колядками и виноградьями, которые являются перепевами древних мифов о Коляде. Когда идут колядовщики, они представляют себя волхвами, идущими в Ирий к Майе и Коляде:
Коляда, Коляда!
Пришла Коляда на канун Рождества;
Мы ходили, мы искали Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду у Петрова-то двора;
Петров-то двор — железный тын:
Среди двора три терема стоят,
В первом терему светел месяц,
В другом терему красно солнце,
А в третьем терему частые звёзды.
В «Веде славянъ» эти песни существенно дополнены. Например, там рассказывается, как Коляду рождают Вишна и Злата Майка. Та же традиция была и на Руси, достаточно сравнить текст из «Веды славянъ» и «Книгу Велеса».
Потриди са Злата Майка.
Ой, Каледе нашъ Коледе!
Потриди са замочи са
Да роди си млада Бога!(...)
Коледа Бога на земе-та,
Златна тоега носи,
та са шета ну земе-та .
Утъ града фаф-града,
утъ селу на селу,
утъ каша на каша.
Оригиналы и переводы из «Веды славян» II, 1–5; I, 1–37
«И те Святы приходят к нам, и первое Свято — Коляда, а другие Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те Святы, как мужи от града до села огнищанского, и с ними на землю мир грядёт от нас к иным и от других к нам» («Книга Велеса», Бус II, 4:5).
Заметим также, что предание о родных и приёмных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Майя Златогорка, потом Хорс и Заря-Зареница) повторяет сюжет сказания о Кришне (его так же спасают у приёмных родителей).
Славянские предания о Крышне-Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине. Есть у них сходство и с преданиями христианскими...
* * *
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси