Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.
Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru
Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.
Развитие речи и психических функций ребёнка в норме
Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.
1 месяц:
- Задерживает взгляд на ярких предметах
- Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
- Улыбается, когда родитель что-то говорит ему
2 месяца:
- Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
- Поворачивается в сторону звука
- Издаёт гортанные звуки
3 месяца:
- Поворачивается в сторону разговаривающего человека
- Гулит
В этом возрасте должен быть комплекс оживления.
4 месяца:
- Узнаёт маму, радуется, когда её видит
- Смеётся при общении со взрослыми
5 месяцев:
- Определяет своих и чужих
- Различает ласковый и строгий тон
- Долго и певуче гулит
6 месяцев:
- Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
- Произносит отдельные слоги
7 месяцев:
- Лепечет, произносит слоги
- На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет
8 месяцев:
- Произносит слоги громко и чётко
- Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
- Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)
9 месяцев:
- «Пляшет», слыша музыку
- Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
- Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
- Знает своё имя
10 месяцев:
- По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
- Повторяет новые слоги за взрослым
- Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»
11 месяцев:
- Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
- Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
- Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)
12 месяцев:
- Выполняет знакомые действия, когда играет
- Произносит около 10 простых слов
- Повторяет за взрослым новые слова
- Выполняет простые инструкции
- Знает, что такое «нельзя»
1 год-1 год и 3 месяца:
- При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
- Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу
1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:
- Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
- При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
- Использует указательный жест
- Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни
1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев
- Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
- Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
- Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)
1 год и 10 месяцев-2 года
- Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
- Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
- Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия
2 года-2 года и 6 месяцев:
- Фразовая речь (3 и более слов)
- Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
- По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета
2 года 7 месяцев-3 года
- Употребляет сложные придаточные предложения
- Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
- Знает и называет 4 цвета
Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.
Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу
- В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
- В 8-9 месяцев не лепечет
- В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
- В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
- К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
- К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
- В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
- Для коммуникации использует жесты и мимику
Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.
Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.
Причины ЗПРР
ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:
- Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
- Кислородное голодание плода
- Родовые травмы
- Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
- Наследственные заболевания и др.
У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:
- Замкнутость
- Избегание зрительного контакта
- Выстраивание игрушек в ряд
- Нежелание общаться с другими детьми
- Стремление ходить привычными маршрутами и др.
В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.
Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.
К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.
Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.
Диагностика
В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.
Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:
- ЭЭГ
- МРТ головного мозга
- УЗДГ артерий головы
- ЭхоЭГ и др.
Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.
Лор проверяет состояние слухового анализатора.
Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.
Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.
ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.
Лечение ЗПРР
Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:
- Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
- Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
- Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.
Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.