творчество роберта раушенберга невозможно представить без рассмотрения периода работы с шелкографией, которая впоследствии становится постоянной техникой художника, возводя художника на уровень создателя междисциплинарного автора.
после посещения студии Энди Уорхола в 1962 году и увидев его работы, Раушенберг заимствует у него технику *шелкографии. этот метод позволяет соединять множество изображений и создавать многослойные образы, составленные как будто из мелькающих фрагментов повседневности, которые избирательно выхвачены художником и замощены на одной поверхности.
многослойная печать - как лучший способ создать портрет нашей эпохи.
количество образов, созданных с помощью такой техники, стремится к бесконечности, как и возможность различных деформаций изображений, вносимых в коллаж.
* шелкография или трафаретная печать представляет собой процесс создания изображения, при котором через трафарет , представляющим собой мелкоячеистую сетку, краска наносится с помощью ракели и дозировано переносится на запечатываемую поверхность.
шелкографии раушенберга заметно отличаются от произведений, созданными его коллегами поп-артистами.
тиражированным изображениям предметов массовой культуры раушенберг предпочитает живописные коллажи, собранные из отпечатков картин старых мастеров, вырезок газетных статей, фотографий, заметок и карандашных штудий художника, случайных полупрозрачных или наоборот покрывных мазков краски.
временные потоки и исторические события смешиваются в шелкографиях художника, в частности, как в парной шелкографии Retroactive I и Retroactive II (1963).
Раушенберг всегда активно поддерживал президентство Джонна Кеннеди, поэтому после убийства президента создает две шелкографии, отличающиеся колоритом и композицией. на обоих экземплярах художник делает центром композиции репродукцию фотографии Кеннеди и окружает его образами космических достижений Штатов во время его управления государством.
Раушенберг становится летописцем собственной истории, он полностью управляет информационными потоками и избирательно запечатлевает моменты и события, взволновавшие его самого.
следующая картина "Skyway" представляет собой масштабированное соединение Кеннеди и космической тематики, дополненное образами с картин Рубенса и фотографиями урбанистической среды. она похожа на гигантский паттерн, в котором повторяющиеся элементы образуют принт-концентрацию исторического момента.
В 1967 году Рашуенберг создает ещё одну литографию с элементами шелкографии "Booster", которая превосходит все предыдущие произведения. шесть рентгеновских снимков тела художника, соединенные друг за другом в натуральную величину, представляют собой буквально внутренний автопортрет.
снимки демонстрируют внутреннее устройство человека и одновременно не показывают ничего. эта невозможность познать тайну человеческой души подчеркивается астрологическими схемами и символами, наложенными поверх анатомического изображения.
в 1968 году Раушенберг создает монументальную гравюру "Autobiography", представляющую собой мемуары 43-летнего художника.
произведение разделено на три раздела, каждый из которых содержит камео к тому или иному творческому периоду художника : инверсированный рентгеновский снимок, заключенный в астрологический круг, напоминающий витрувианского человека Леонардо, зонтик и колесо, использованные Раушенбергом в инсталляциях-оммажах Дюшану, тезиса из творческой биографии художника, замощенные по кругу и складывающиеся в отпечаток пальца, репродукции фотографий Нью-Йорка, хэппенинга «Пеликан».
в сотрудничестве со спонсором Мэрион Джавитс произведение было напечатано тиражом 2000 экземпляров и затем стало первой репродукцией изобразительного искусства, выполненном на рекламном щите.
в 1969 году NASA пригласили Раушенберга присутствовать при запуске Аполлона-11. первое впечатление художника вылилось в коллаж, датированный 28 октября 1969.
коллаж собран из фотографий Сидни Фелсена и Малькома Люблинера, документировавших подготовительные процессы запуска. в правой части можно разглядеть клубы дыма от запуска ракеты и первые следы ботинок, ступивших на поверхность Луны.
это вдохновило Раушенберга на создание серии литографий под тем же названием «Stoned moon». литографии наполняются яркими всполохами цвета, как отпечатки ярких воспоминаний и смеси удивления и трепета, которые испытал художник от увиденного, поверх которых напечатаны технические части, чертежи конструкций космического корабля.
в 1970 году создает коллаж "Signs", обобщающий все важные образы, наполняющие 60-ые года американской истории : высадка на Луну, Кеннеди и его убийство, Дженис Джоплин, военные действий во Вьетнаме.
помимо работы с трафаретной печатью и коллажами, Раушенберг выносит идею работы со слоями в пространственную среду и создает объекты, в которых слои живописи или отпечатков являются отдельными листами оргстекла, составленными в ряд друг за другом, за счет чего и формируется многомерный эффект.
объект "Shades" представляет собой графичный черно-белый коллаж из пластиковых листов, напоминающий просвеченные сканером различные наполнения багажной сумки, которые суммарно создают почти абстрактное изображение.
затем Раушенберг делает отпечатки цветными и создает серию небольших скульптур "Revolver", на пластиковых элементах которого послойно смешиваются образы поп-культуры и репродукции девиц с картины Энгра.
затем скульптуры масштабируются и превращаются в интерактивные инсталляции. как например "Solstice", состоящая из ярко освещенных раздвижных дверей из оргстекла, покрытых радужными принтами.
зритель, попадая в живописное пространство, становится участником инсталляции, тк может двигать двери и изменять визуальный облик объекта изнутри.
работа с пространством открывает новые возможности для реализации идеи погружения в информационные потоки.
Раушенберг создает циркулярную инсталляцию, покрытую отпечатками и фрагментами газет, формирующую у зрителя ощущения физического вхождения в информационное пространство.
шелкография и литография остаются самыми узнаваемыми и закрепившимися за художником техниками, но Раушенберг не оставляет свое намерение работать с мусором и "отходами" нашей действительности. поэтому в 1971 году появляется его серия "картонных птиц", как возвращение к дадаистким трактовкам искусства.
художник создает абстрактные плоские изображение из частей картонных коробок. художник не использует то, что может находиться внутри коробок. он выворачивает их наружу, подчеркивая тем самым, что даже картонная упаковка может стать искусством ( что может отсылать нас к обратной трактовке работ Мандозни или Кристо, который начинал с "укутывания" и оборачивания предметов в бумагу )
Раушенберг переходит к использованию в качестве основ для печати натуральные материалы и волокна, ткань, бумагу, в отличие от его предыдущих проектов, подчеркивающие урбанистическую среду через синтетические, пластмассовые основы.
печать на тканях с использованием техники переноса растворителя приводит к созданию серий шелкографий Hoarfrost (1974–76) и Spread (1975–82).
"Hoarfrost" - переводится как "иней" - пушистая пленка, состоящая из мельчайших кристаллов льда игольчатой формы, она хрупка, мимолетна и эфемерна. полупрозрачные ткани, наслаивающиеся друг на друга, создают ощущение неуловимости и одномоментности реальности, которую Раушенберг образно отображает в этих объектах.
продолжая экспериментировать с тканью, Раушенберг создает серию «Jammer» (1975–76) с использованием ярких тканей, вдохновленных его поездкой в Ахмедабад, город, исторически известный производством тканей . новые объекты лаконичны, минималистичны и просты, даже местами напоминают цветовые поля Ротко, от которых Раушенберг так усиленно открещивался.
художник дополняет монотонные цветовые блоки тканей бытовыми предметами, такими как банки, фонари, палки, шесты, поддерживающие композиции.
в 1977 году после очередного путешествия Раушенберг создает "Publicons" - шкафы, каждый из которых зритель должен открыть, чтобы увидеть спрятанный внутри объект. в названии объединены «икона», отсылка к средневековым реликвариям и алтарям эпохи Возрождения, и «общественность», поскольку скульптурой могут манипулировать зрителем.
в один из "шкафов" Раушенберг прячет оммаж Дюшану - колесо, декорированное коллажом из цветных кусочков бумаги.
"Kabal American Zephyr" - скульптурная серия, вдохновленная работами японского гравера по дереву XIX века Цукиока Ёситоши, чье искусство Раушенберг как-то увидел на выставке. гравюры Ёситоши изображают жестокие события в эстетичной, казалось бы, мирной обстановке.
художник добавляет в объекты очередные оммажи Дюшану (в виде колес, поставленных друг на друга и превращенных в скульптурную композицию), и вырезки из газет и журналов с происшествиями, превращая их в мрачные городские фантазии.
в 1986-1995 года ищет себя в работе с ассамбляжами извыкинутых на помойку частей механизмов.
оставленные и выброшенные людьми предметы художник подбирает, собирает в единый объект, делает их избыточными и переполненными с точки зрения композиции, тем самым увеличивая концентрацию бессмысленности созданных им "механизмов".
работа с механизмами возвращает художника к одному из первых элементов, вытащенных со свалки, с которым он начал работать в ассамбляже "Монограмма".
художник по-новому интерпретирует автомобильную шину, превращая её в прозрачную стеклянную скульптуру. Раушенберг снова делает мусор предметом искусства, подчеркивая изящность и идеальность формы и увековечивая её хрупкость.
с середины 80-х художник начинает активно путешествовать, первый визит художника в Китай был ознаменован созданием серией «7 characters», представляющей собой печать массовых образов 80-х на самотканой бумаге ручного изготовления в технике"сюаньчжи", за которой специально ездил на старейшую бумажную фабрику в уезд Цзин.
международные путешествия стали центральной частью художественного процесса Раушенберга после 1975 года. в 1984 году Раушенберг объявил о начале своей программы обмена зарубежными культурами Раушенберга (ROCI).
инициатива почти полностью финансировалась художником, проект ROCI состоял из семилетнего турне по десяти закрытым и неочевидным странам мира. Раушенберг фотографировал каждое место и создавал шелкографии, как способ интеграции и апроприации культуры через произведения искусства.
после посещения Советского Союза в 1989 году, создает тканые коллажи из элементов усвоенных им культуры.
результатом сотрудничества художника и СССР стало его участие на Венецианском биеннале 1994 в павильоне Советского Союза с работой "Express" ( 1963 ).
еще одна работа, вдохновленная культурным погружением, "Yang teragung" соединяет в себе элементы американской рекламной культуры и малазийские мотивы, сплавляющиеся в яркое и громкое панно поп-арта.
последняя серия работ "The Lotos" ( 2008 ) Раушенберга представляет собой коллажи, выполненные из фотографий, которые художник делал во время своего путешествия по Китаю в рамках своего мирового турне.
роберт раушенберг словно реинкарнировавший американский Леонардо, неустанно изобретательный ум, раздвигающий границы и готовивший революцию в сознании людей. его работы могут казаться несерьезными, анекдотичными и даже наивными, такими же как и наша повседневная реальность, которую художник синтегрировал в искусство.
творчество раушенберга является одновременно фундаментом, фоном и предзнаменованием всего будущего искусства, от Уорхола до Хёрста.