О денежном довольствии военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в последние годы написано уже немало. Особенно о премировании за сбитые самолёты, уничтоженные корабли, подбитые танки, о выплатах наградных за ордена и медали. Непосредственно о денежном довольствии, которое получали ежемесячно, пишут значительно меньше.
В связи с этим хочу рассказать о выплатах на примере одной части тылового обеспечения действующей Красной Армии. Это 626 ЭВЛ 6 гвардейской армии Воронежского фронта. Документы, с которыми работал автор, относятся к 1943 году, периоду Курской битвы и хранятся в Центральном архиве министерства обороны РФ в г. Подольске. ЦАМО РФ, фонд 626 ЭВЛ (39307), опись 1, дело 6, финансовые документы.
Сначала несколько слов о том, что такое ЭВЛ - эвакуационный ветеринарный лазарет. В операциях наших войск на протяжении всей войны, а особенно в период весенней и осенней распутицы гужевой транспорт являлся почти единственным средством подвоза грузов и эвакуации раненных. Несмотря на высокую степень моторизации армии, конский состав служил не только боевым оружием в кавалерии, но и надежным транспортным средством в артиллерии и в других родах войск и служб тыла действующей армии. От укомплектованности лошадьми, от их работоспособности и эпизоотического благополучия в значительной степени зависели подвижность и боеспособность войск, их своевременное и полное тыловое обеспечение.
Существовали два типа ЭВЛ: на автомобилях и смешанные (конно-механизированные). На армию приходилось обычно один-два ЭВЛ и, как правило, закреплялись за 2-3 дивизиями. Как правило, в состав лазарета входили эвакоприемник и эваковзвод, обеспечивавшие своевременную и полную эвакуацию лошадей из дивизионных ветеринарных лазаретов непосредственно в армейские лазареты или с отдыхом в эвакоприемнике. В 626 ЭВЛ смешанного типа по штату полагалась эвакорота, состоявшая из двух эваковзводов.
На август 1943 года военнослужащие 626 ЭВЛ обслуживались в полевом отделении Госбанка СССР №1041. Полевое отделение обслуживало управление 6 гвардейской армии и тыловые части армейского подчинения. Деньги на весь личный состав получал заведующий делопроизводством ЭВЛ.
Приказом от 26 июня 1941года №224 за время фактического пребывания в действующей армии вплоть до армейского тыла включительно всем военнослужащим выплачивалась дополнительная надбавка (полевые деньги) помимо оклада. Сами оклады остались прежними, довоенными. Согласно общему перечню приказов (денежное довольствие) Народного Комиссара Обороны СССР в годы Великой Отечественной войны был отдан ряд приказов об окладах содержания и других видах денежного довольствия военнослужащих и их семей. Оклады повышали каждый год войны и даже не один раз в течении года.
Для военнослужащих, получавших менее 40 рублей в месяц (рядовому составу), полевая прибавка составляла 100% должностного оклада, от 40 до 75 рублей (сержантскому составу) — 50% и выше 75 рублей (командно-начальствующему составу всех уровней) — 25%. При этом полевые деньги платили только в тех частях, которые входили в состав действующей армии. А если часть переводили в тыл, выдача полевых денег автоматически прекращалась.
Основной оклад красноармейца в лазарете летом 1943 года составлял 10 рублей плюс 10 рублей полевых, шофёра - 11,50 рублей оклад и 11,50 рублей полевых, у повара было такое же довольствие. Заведующий складом - 65 рублей и 32,50 рублей полевых. Старшина лазарета получал 125 рублей оклада и 31,25 рублей полевых. Такое же денежное довольствие было и у младшего ветеринарного фельдшера.
Медицинский и ветеринарный фельдшеры получали по 600 рублей оклада и 150 рублей полевых.
Денежное довольствие командира взвода составляло 625 рублей оклада и 156,25 полевых; командира роты – 750 рублей оклада и 187,50 рублей полевых.
Оклад начальника административно-хозяйственной части (АХЧ) составлял 725 рублей. Дополнительные выплаты состояли из 181,25 рублей полевых и 72,50 рублей за выслугу (10%).
Денежное довольствие начальника лазарета состояло из 1000 рублей оклада, 250 рублей полевых и 50 рублей за выслугу лет (5%).
Для сравнения: летом 1943 года в тылу среднемесячная зарплата рабочих составляла 403 рубля, у работников здравоохранения - 342 рубля, у работников совхозов - 203 рубля.
Должностные лица полевого отделения Госбанка СССР №1041 постоянно проводили разъяснительную работу, в первую очередь среди рядового и сержантского состава, об условиях и преимуществах заведения вкладных книжек и осуществления вкладных операций. К ним относились: сохранность и тайна вклада; получение дохода исходя из 3% годовых от суммы вклада по вкладной книжке, оформленной полевым учреждением Госбанка СССР. Ее владелец мог получать вклад в любом полевом учреждении или в сберегательной кассе на территории СССР. Вкладчик мог завещать свой вклад, что во фронтовых условиях имело немаловажное значение.
Офицеры же большую часть своих денег перечисляли родным в тыл. Для этого родственникам выдавались специальные денежные аттестаты, по которым они получали деньги в райвоенкоматах. Однако так гладко было лишь на бумаге, поскольку в первые годы войны многие офицеры потеряли связь со своими семьями, которые эвакуировали в тыл или оставались на оккупированной территории. Например, к маю 1942 года в финансовом управлении РККА образовалась огромная картотека на 700 тысяч человек, по которым не могли найти родных офицеров. Среди офицеров лазарета только начальник 626 ЭВЛ переводил 650 рублей (50%) на аттестат семье.
Во многих публикациях утверждается, что реальных денег военнослужащие не видели, так как в добровольно-принудительном порядке подписывались на облигации государственного военного займа. На самом деле на заём уходила лишь часть денежного довольствия. Сумма зависела от личного желания военнослужащих. Согласно финансовым документам 626 ЭВЛ рядовые красноармейцы подписывались на 5 рублей каждый. Некоторые сдавали и больше. Двое красноармейцев в августе подписались по 8 рублей.
У сержантского состава фигурируют разные суммы. Завскладом подписался на 12,50 рублей, а старшина и младший ветфельдшер, получавшие денежное довольствие значительно больше, подписались на 10 и 50 рублей соответственно.
Такое же положение и у офицеров лазарета. Медицинский и ветеринарный фельдшеры подписывались на заём в размере 60 рублей. Командир взвода – в размере 70 рублей. Начальник АХЧ - 90 рублей. Начальник лазарета – 137, 50 рублей. Командир роты – в размере 171,37 рублей.
Как видим, суммы были различные и говорить о добровольно-принудительном порядке можно только в отношении того, что подписывались все военнослужащие лазарета. Сумма же подписки зависела от личного желания каждого из них.