Да нет, не подумайте что-нибудь не то :)
Просто московским жителям больше привычны редакции Лавровского, Григоровича, на худой конец, Ратманского. А у белорусов свои «Ромео и Джульетта», свой «Спартак», и даже своя «Кармен-сюита», все сделано Валентином Елизарьевым.
Об этих спектаклях в следующий раз. А пока расскажу про «Ромео и Джульетту», которых мы видели прошлой осенью, в ноябрьские каникулы.
Вначале насторожило нашествие школьников. На фонтанной площади стояли четыре автобуса, наверное, приехали из других городов, через контроль проходили по спискам. У нас это означало бы, что билеты никому даром не нужны.
Однако наши соседи белорусы, похоже, решили и впрямь отдать все лучшее детям - нам колоссально повезло с составом, даже на мимических партиях стояли артисты далеко не средней руки. В общем, вечер удался, все исполнители были подобраны просто идеально! Вот хоть бесцветный граф Парис, и тот на своем месте – на ком прикажете жениться, ту и за себя и возьму :)
Тем не менее, «выходная ария» трех сорванцов из клана Монтекки особого впечатления не произвела, довольно неуклюже они размахивали своими плащами. Ну, может, ткань такая…
Для меня балет начался с появлением Джульетты.
Честно сказать, за Ирину Еромкину я переживала; ее Фригия мне показалась излишне суровой, а принцесса Аврора еще пять лет назад не без труда держалась на пуанте, передавая свою руку четырем претендентам. Совершенно неожиданно Джульетта оказалась ей впору, настоящая беззаботная 14-летняя девушка, серьезно, очень я за нее рада. Наверное, она и Анюта очень хорошая, в фойе в картинной галерее есть портрет.
Ромео – безнадежно положительный герой, и хореография ему дана благообразная и не особо мне запомнившаяся. Возможно, так было задумано, что «первая скрипка» здесь – Джульетта, а задача Ромео – поднять ее на нужную высоту в нужный момент.
И с этим Игорь Оношко справлялся без видимого труда, а остальном ему было как будто нечего делать в этой партии. Хорошо, что за каникулы мы увидели этого отличного танцовщика еще не один раз. Между прочим, три дня – три спектакля, как они тут работают? У нас такое расписание – настоящий форс-мажор.
Меркуцио в исполнении Константина Героника - просто очаровашка, только уж очень любит задирать всех подряд. Вот он, зелененький :))
И Тибальд у Юрия Ковалева – горячий парень, но никак не бандит с большой дороги. Оба персонажа, наверное, пользуются особой любовью хореографа, у каждого – свой рисунок танца.
Константин Героник встречался мне и раньше в таких жизнерадостных партиях, они ему очень идут; публика была просто в восторге, когда он вылетел на поклоны. Кто мог поставить его на Красса в «Спартаке»?.. То есть, понятно, кто - но зачем? Если только считать этого древнего римлянина предшественником Джокера из фильмов про Бэтмена, ну тогда ладно…
Юрия Ковалева я раньше не видела и вряд ли увижу в будущем, похоже, он заканчивает карьеру. Это жаль. Конечно, фирменные прыжки «ножницами» у него больше похожи на плоскогубцы… Но все равно при такой харизме он – истинное украшение сцены. И Тибальд у него получился очень неглупый и очень страдающий; прямо видно, как в его сердце стучит пепел родственников, погибших от враждебного клана…
А еще из ролей второго, да вообще-то и третьего плана, очень запомнился – кто бы вы думали? Синьор Капулетти, Джульеттин папа. Мне пришлось прямо бинокль протереть, но это на самом деле был Антон Кравченко - вот он, у правой кулисы.
Все-таки необыкновенные порядки у белорусов, балетных премьеров ставят на мимические партии… Но общему делу пошло на пользу, прием в доме Капулетти – это прямо был отдельный спектакль, с каким достоинством он гостей встречал, и с каким разнообразием :)
Хореография, насколько я могу судить, основательно переработана. Из прежнего спектакля — а первую редакцию я видела еще пять лет назад - мне запомнился народный праздник; теперь он, по-моему, немножко смазан. В сцену гибели Меркуцио добавили трагизма, раньше он до последнего раздавал воздушные поцелуи, казалось, что вовсе раздумал умирать. И, конечно, потрясающий танец рыцарей - он был настолько живописный, что стал «лицом» постановки, и на программках его изображал.
Нашла небольшой ролик этого спектакля с официальной страницы театра:
Кажется, это тот же состав, что я видела.
Кстати!
Я не спрашиваю, куда делись великолепные черные программки «Ромео и Джульетты» из плотного картона, кризис – он везде кризис; но почему на театральном сайте ни одной фотографии? Как люди должны билеты-то покупать? Надо же на что-то ориентироваться – а вдруг тут веронцы в драных джинсах бегают, или без них совсем? Ну что ж за маркетинг такой…
Обратно к делу: в «танце рыцарей», как мне показалось, теперь занято раза в два больше народу и используется все пространство усовершенствованной сцены, за счет чего он стал на самом деле танцем. Раньше этот наступающий на зрителя клин больше напоминал построение тевтонского ордена на Чудском озере; ну, или при Грюнвальде, оно белорусам ближе. И еще, в прошлой постановке шествие возглавляла синьора Капулетти, держа меч вертикально, за лезвие, то есть издалека он выглядел еще и как крест. Теперь чета Капулетти выступает вдвоем, а меч они несут горизонтально, из-за чего вся конструкция выглядит уже не так угрожающе. И, может быть, мне показалось, но даже музыка в этот раз звучала поспокойнее. Пока не знаю, какой вариант мне нравится больше, зависит от общего ощущения…
Хореограф решил, наверное, использовать возможности отремонтированной сцены на 100%, теперь не только балкон перемещается, но и все действие идет как бы на нескольких площадках.
Фехтование – отдельная история. Это класс! Мне еще такого на балетной сцене не приходилось видеть: в каждом акте – настоящее сражение; человек пятьдесят носятся по сцене, шпаги звенят, искры летят – «Три мушкетера» отдыхают. Фотографировать запрещено, да и без толку, это надо видеть! Мужской кордебалет, наверное, душевно благодарен хореографу за возможность так круто себя проявить. И ребята-старшеклассники должны быть в восторге. Кстати, внизу у метро Немига – два плаката школы фехтования. Это такая ненавязчивая совместная реклама ?
А еще – вы не поверите! Убийственные акробатические поддержки-свечки, про которые я с ужасом писала в прошлый раз – они исчезли без следа, ура!
Зато стало больше подкруток – если вы смотрите фигурное катание, то сразу узнаете - там партнер подкидывает барышню под потолок, а ей еще надо обернуться вокруг себя, сколько успеет. В балете, мне кажется, послевоенные неоклассические англичане ими увлекались, но не больше одной-двух за весь спектакль, им профсоюз не даст переработать :). А тут четыре (!), причем подряд. И так у них это получилось элегантно, легко и непринужденно, словно Ромео не по заданию хореографа, а исключительно от избытка чувств ее подбрасывает, а Джульетта сама собой по воздуху летает. В общем, хоть я противник эксплуатации пролетариев сцены с помощью 32 фуэте, но тут мне все понравилось необычайно.
Вообще балет стал менее авангардный и более классический. Как будто постановщик решил, что он уже все всем доказал, и теперь можно спокойно заниматься искусством. Даже навязчивые «аллегории вражды» как-то стушевалась. Теперь их вместо мышиного цвета одели в крапчатые костюмчики, типа «101 далматинец», и немного приструнили. И надо же, как только автор перестал бить зрителя идеей в мозг, она – идея, то есть – очень удачно там и улеглась. Хорошо, что учители отправили детей на спектакль; прямо наглядное пособие, к чему приводит безудержный буллинг и троллинг…
Еще не могу не сказать отдельно про костюмы – они просто шикарные, художнику Эрнсту Гейдебрехту истинное уважение, и сейчас, и все 30 лет, что идет спектакль. Если кто ожидает, что в Беларуси все «чистенько, но скромненько» - заходите, посмотрите.
Э-ээ… Есть один момент, который выбивается из общей гармонии – правда, всего один на весь спектакль – когда синьора Капулетти оплакивает погибшего Тибальда. И костюм, и хореография - как будто вообще из другого спектакля, другими людьми сделанного, дикий налет дешевизны во всем. И рыдает она как-то нарочито, словно притворяется. И выбегает в траурном черном с красной подкладкой платье, как будто знала заранее. И само платье выглядит, как наряд певички из кафе-шантана. Если оно должно рифмоваться с костюмом Тибальда, так ему можно, он же не почтенная матрона.
В общем, не знаю, откуда это все взялось; свое-то платье у нее из очень красивого бархата винного цвета, расшитое жемчугом, посмотрите здесь на фото, раз театр свои убрал.
И вообще это преступление перед человечеством, такой красивый спектакль не снять на DVD. Ну неужели нельзя раскрутить Великого Дракона; диски напечатать - три копейки себестоимость! Ой, печаль… …