***
Спартой единовременно правили два царя. Спарта была первоначально основана в интересах аристократических семей, и два царя Спарты всегда происходили из двух великих аристократических домов Спарты. Это были две ветви якобы потомков Геракла. Хотя цари могли объявлять войну, они мало правили Спартой. Правительство Спарты имело совет из 28 старейшин их знатных людей, которые принимали большинство политических решений Спарты. Также имели место собрания, которые состояли из спартанских мужчин, управлялись демократическим путем и располагали правом наложить вето или одобрить решения, принятые советом. Существовал также Эфорат, который состоял из 5 мужчин, руководил многими аспектами спартанской жизни и мог наложить вето на совет и собрание.
***
Спартанский царь Агесилай II пользовался уважением как за воинскую доблесть, так и за остроумие. Кто-то спросил его, каковы границы Спарты, так как в отличие от большинства греческих городов Спарта не имела оборонительных стен. Агесилай вытащил свое копье и протянул его, утверждая, что границы были “так далеко, как это может достичь.” Когда его спросили, почему у Спарты нет стен, он указал на закованных в броню граждан и заявил, что “это стены спартанцев.” После того как Агесилай был ранен в битве против Фив, спартанский воин Антальцид пошутил следующим образом - "фиванцы хорошо платят тебе за то, что ты научил их сражаться, чего они не хотели и не могли делать раньше.”
***
Согласно древнеримскому историку Плутарху, спартанскому царю Демарату однажды докучал человек с бесконечными вопросами, особенно о том, кто был лучшим среди спартанцев. Раздраженный царь наконец ответил: "тот, кто меньше всего похож на тебя.”
***
Женщины в Спарте обладали достаточно большими правами и во многом были наравне с мужчинами. Как-то одна афинянка спросила царицу Спарты Горго, почему "только спартанские женщины управляют своими мужчинами.” Жена царя Леонида ответила: "Потому что мы единственные женщины, которые рожают мужчин."
***
Агис III был спартанским царем во времена Александра. Он восстал против него и осадил город в Пелопонессе. Город сумел продержаться до тех пор, пока на помощь ему не пришел македонский полководец Антипатр. В последовавшей битве Агис проиграл, несмотря на то, что нанес большой урон Антипатру. Во время отступления, когда стало ясно, что македонцы догонят спартанцев, Агис, получивший множество ран на лице, груди и ногах, приказал своим людям, которые несли его, опустить его и продолжать отступление. Агис, не в силах даже стоять в полный рост, на коленях и ждал македонян. Ему удалось убить довольно многих из них и замедлить их, пока копье не прошло сквозь него.