Владельцы и директора розничных сетей, как продуктовых, так и не продуктовых магазинов, владельцы ресторанов, гостиниц и хостелов, колл центры, отделы продаж-все они и щё многое количество бизнес направлений страдают от массового ухода линейных кадров. Текучка рядового персонала может достигать и 100 и 200% процентов в год в особо проблемных зонах.
Кто то пытается увеличить зарплаты, кто то премии, кто-то вообще проводит семинары по повышению мотивации. Каждый делает по своему. В этой статье я разберу преимущественно причины этого, а так же дам 2 выхода из сложившейся ситуации.
История проблемы
СССР в семидесятые и восьмидесятые
Начало подобных проблем пошло ещё с советских времён , когда годах в 70-х рабочие профессии начали считать не особенно престижными. И это при том, что платили то работягам, в целом, нормально для того времени. Зарплаты токарей 5-6 разряда могли превышать в два раза зарплату инженера(200 рублей у токаря против 100-120 у инженера) Но начались проблемы с текучкой. Наверное все помнят столбы с кучей бумажек "Требуется... слесарь/ токарь/ грузчик/ рабочий на производство..."
Увеличилось количество "летунов" снизилась пусть и не сильно рабочая дисциплина. Люди стали пусть и не совсем свободно но бродить туда сюда меняя один завод на другой. Почему?
Ответ надо искать в стагнации экономики целиком и каждой отдельной отрасли в частности. Стагнация, как отсутствие развития, в первую очередь, во вторую-это отсутствие падения. И рабочие оказались законсервированы. Ты мог прийти на завод хоть из ПТУ, хоть из техникума то твоё потолок всё равно один и тот же, просто старт немного отличается, на 1, максим на 2 разряда, что догонялось через год-два усердной работе. А через 5-10 лет работы даже разница в совокупных зарплатах была почти незаметна.
В застой 70-ых если ты пошёл в рабочие, то ты рабочим и останешься, да, ты можешь больше получать, но не на много. Так ради чего стараться? Квартира-очередь, машина-очередь, и так далее. Особенно имея примеры из вполне себе не далёкого прошлого, 50-е и 60-е, когда в рабочие зачастую шли люди, как из деревни, так и из города, и шли они ради того что бы подниматься, и поднимались причём массово. Была широкая вертикальная поступательная миграция. Да В 70-е было целых 2 возможности подняться:
- Получить заочно высшее образование
- По выслуге лет
Затем пришла Перестройка со своим новым мышлением и кооперативами. Начались первые невыплаты зарплат. Про повышения и говорить нечего. Квартиры выдаваться перестали. Кто был похитрее открыл кооперативы и гнал "левак" на рынок или же спекулировал иностранными товарами. Разница между обычным работником и кооператоров была не в профессионализме или знании, а скорее в моральных принципах. А моральные принципы меняются ох как не быстро, да ещё и не предсказуемо. То есть повышение было связано скорее с "нужными" моральными изменениями чем с успешной и добросовестной работой. Потому вопрос зачем работнику в 80-ых надо было стараться? Незачем. От этого ничего не зависело.
"Святые 90-е"
Развал СССР, бандитские переделы и прочие радости ранней России тоже внесла свою лепту в общее настроение рядовых сотрудников и их отношение к работе. Массовые увольнения, невыплата зарплат, а про выдачу квартир, бесплатные путёвки и говорить нечего.
Рабочие , интеллигенция массово покидали свои места становясь продавцами, менеджерами, младшими сотрудниками на производстве, таскать грузы. Наверное вы видели их лица, лица обречённые и ненавидящие свою работу, но тем не менее обречённые на неё.
А что же ныне?
Современная экономика находится где то в той же позиции с этой точки зрения что и в 70ых, но причиной стагнации стал перманентный кризис 2008-2014-... Но в дополнение к этому у нынешних молодых людей есть опыт их бабушек и дедушек(1970-е) и опыт своих родителей(1980-нынешнее время) и опыт этот не просто частично, а полностью негативный. В итоге в голове у молодых людей и не только сидит такая мысль:
Сколько не работай продавцом тебя не повысят, так как зачастую ты будешь единственным кто работает хорошо.
А если, дорогие читатели вы вспомните нулевые, то в то время было порой популярно работать в магазинах спортивных, макдональдсах и так далее, но эта популярность быстро спадала. Как раз, когда все высокие должности были заняты, этими же молодыми ребятами, кто успел, и отрасль стагнировала.
Таким образом, все эти профессии стали по сути дном, но дном не колючим, а обжитым с подстеленной соломкой. Кому хочется быть на дне? Ни кому. Потому часто увольняются с таких мест в никуда, и потом на них же работают. Ниже просто не упасть. Заметьте, что тогда, что сейчас, большинство увольнений именно по собственному желанию, то есть, даже если есть статья, то сам работодатель не портит имидж работнику, который так и кочует с одного места на другое. Но и пришедший за ним по сути такой же. Вы справедливо увольняете одного, используя мысль: "Незаменимых людей нет." А пришедший за ним и последующие работники мылят следующие: "Я никому ничего не должен" и, как итог-текучка.
Итогом же стало обезличивание всех официантов, продавцов, работников склада, упаковщиков, таксистов, курьеров, поваров, консультантов по телефону и так далее в некоторое такое серое пространство с названием "без опыта", а зачастую и без образования(профильного). В народном же сознании это стало местом "куда берут всех" и дурачков и просто лентяев, и вообще алкашей. То есть самым, самым дном. С единственным лозунгом: "Если ничего не умеешь то тебе туда". И туда попали в кучу множество выпускников с невостребованными дипломами.
Сфера услуг
Сфера услуг, по моему мнению пострадала от такого больше всех. И пострадала она именно из своего фронт характера. Она находится на виду у всех. То есть-это такая высвеченная часть дна для общества. И человек который туда идёт по факту демонстрирует свою неуспешность. Для чего мы учимся? Что бы не быть дном. То есть попав на дно- ты проигрываешь. И если на каком нибудь складе, охране, поваром, да даже рабочим, то ты как бы скрыт от общества, и ты сам можешь скрыть своё местонахождение на дне. Например прикинувшись безработным для знакомых. Но если ты работаешь официантом, продавцом и прочее во фронт зоне, то скрыть ты никак не можешь своего положения. Ты открыт для общества. И общество тебя, как обитателя дна и воспринимает, со всей грубостью и высокомерием. Даже если большинство этого общества на таком же дне и живёт, но ты же не можешь их в этом уличить, во-первых, нельзя сказать вот так однозначно какая работа у покупателя, да и руководство по головке не погладит.
В результате такой работник просто не хочет выполнять обязанности, ведь для него это ещё и унижение, причём публичное. От сюда отсутствие улыбок или их фальшивость, нежелание работать на премии, сидение на окладе. Та лень рядовых сотрудников исходит не из их личных качеств, а из их униженного публичного положения и не желание выходить на свет и новые унижение. Месть такого работника то же проста это обман желание надуть, грубость. Потому у нас с одной стороны покупашки, а с другой продованы(замечаете дегуманизацию?). Но покупашками мы становимся по своему выбору, а вот в продаваны по подаем по стечению обстоятельств. И если покупашка может уйти из одного магазина в другой, тем самым лишить продавца премии, то продованы везде продованы в любом магазине для покупателей. Получается такая ассиметрия.
Проведите в своей компании среди линейного
персонала одно простое задание - знакомство.
Попросите их просто рассказать о себе. И все участвующие при описании себя не включат в неё свою нынешнюю работу, хотя она единственный источник дохода. То есть все работники будут у вас теологами, инженерами, юристами, программистами, кем угодно, думаю кто то даже назовёт свою субкультуру, но работу нет.
Следовательно, главное желание работника сферы услуг-перестать работать в сфере услуг, но он не может её осуществить из-за финансовых проблем, но если эти проблемы заканчиваются работника от увольнения ничем не удержать.
Здесь же думаю зарыта основная проблема слабости и малочисленности и бессубъектности профсоюзов. Так как данные должности не являются полноценной работой и полноценным трудом. Они есть дно, сродни попрошайничеству. У попрошаек же нет своего профсоюза. Так почему он должен быть у линейщиков? Туда не идут, туда попадают. И как попадается шанс, то работник это дно покидает.
Концепцию мотивации в рамках теории
коммуникаций.
На мой взгляд, она тут вполне применима. Суть её сводится к следующему:
Кому больше надо, тот и находится в подчинённом положении.
Иными словами, продавцу, в конечном итоге, больше надо, чем покупателю. Вот и результат. А в Советское время, как правило, покупателю было надо больше, чем продавцу. Вот и ответ. А в тех отраслях сферы услуг, где заказчику надо больше, чем исполнителю, исполнитель, по прежнему, как и в советские времена, находится в привилегированном положении.
ВЫХОД
Как и обещал напишу два пути выхода из сложившийся ситуации:
- Это создание бизнеса со сложной высокой структурой, со множеством начальников, специалистов и служб, которые будут поддерживать бизнес и помогать ему. Это привлечёт людей на линейные должности так как повышение будет быстрым(при желание за 2 месяца) и работники будут стремиться расти и получать хороший и релевантный опыт, как реальный так и в трудовой.
- Создать систему повышений и доп гарантированной зарплаты за выслугу лет. Причём такая систему должна учитывать текучку. Ни кто не будет ждать год ради тысячи в месяц. И сделать эту выслугу не просто возможной, а желанной. Желательно сделать премию за выслугу и повышение за выслугу в отношении 2-1, то есть два повышения зарплаты и затем повышение в должности. ВАЖНО! временные отрезки должны быть одинаковыми либо очень близки к этому, не более 2 месяцев.
Благодарю за внимание, жду ваших ОСМЫСЛЕННЫХ(!) и сложных комментариев.