Найти тему
32,4K подписчиков

Архитектор Сперанский: автор самого выдающегося архитектурного ансамбля Ленинграда

4,9K прочитали

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком? Может быть, это были 18-19 века, когда заказчиком большей части крупных построек был лично император? Разумеется, зачастую цари были своенравны и могли "вставлять палки в колёса" зодчим, однако им было не так уж и сложно угодить. Тогда может быть архитекторам было трудно работать в начале 20 века, когда основными заказчиками были предприимчивые домовладельцы, старающиеся извлечь максимальную прибыль из своих построек? Нет, и в то время у зодчих была возможность пойти на практически любые творческие эксперименты.

Думаю, что сложнее всего петербургским архитекторам было работать в Советском Союзе. И причина у этого была простая: политика слишком сильно влияла на архитектуру. На протяжении 15 лет ленинградские зодчие боролись с архитектурой прошлого и пропагандировали авангард, как вдруг внезапно в государстве началась мода на неоклассицизм, а авангардисты оказались в опале. А спустя ещё 20 лет ситуация снова перевернулась на 180 градусов: теперь архитекторы, привыкшие создавать помпезные и роскошные здания были обвинены в "буржуазности", а новый декрет "об архитектурных излишествах" запрещал любые "украшательства" и требовал от зодчих строить исключительно функциональные здания.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из таких архитекторов - о Сергее Борисовиче Сперанском. На его примере я хочу рассказать вам о том, с чем пришлось столкнуться всем архитекторам СССР, деятельность которых "споткнулась" о политику того времени - какие-то зодчие "упали" и прекратили свою работу, другие (и среди них Сперанский) поднялись, расправили плечи и стали создавать шедевры по уже новым правилам. И я считаю, что в этом главная заслуга архитекторов того времени - они смогли перестроиться и увести свой талант и свои стремления в нужное тому времени русло. Это было очень трудно, но они справились. А Сергей Борисович сделал это лучше остальных - поэтому он и станет героем моего сегодняшнего рассказа!

Биография

Сергей Борисович родился 23 мая 1914 года в Казани, но в раннем детстве переехал в Екатеринбург. Большое влияние на юного Сперанского оказал его дядя - Алексей Сперанский, который в молодости был ассистентом учёного Ивана Павлова, а в дальнейшем был организатором и руководителем экспериментального отдела в Ленинградском институте хирургической невропатологии. Возможно, что именно дядя сподвиг Сергея Сперанского на переезд в Ленинград: после окончания средней школы юный Сперанский отправился в Ленинград и попробовал поступить в Академию Художеств: с первого раза не получилось, поэтому он вынужден был работать шофёром на стройке Ленмясокомбината, и параллельно готовиться к новым попыткам поступить в лучший архитектурный университет Советского Союза тех лет!

Фото Сперанского, взятое из сети интернет
Фото Сперанского, взятое из сети интернет

И Сперанский справился: в 1934 году (спустя два года после переезда в Ленинград) Сергей Борисович поступил на художественный факультет Академии Художеств. Сперанский был прилежным учеником и не имел проблем с учёбой, так что он без труда дошёл до защиты диплома - её назначали на 26 июня 1941 года. Как вы понимаете, до получения высшего образования Сперанскому не хватило 4 дней. Понятное дело, что защита диплома отменилась, а Сергей Борисович отправился на фронт. Сперанский сражался на передовой и несколько раз был ранен, причём след от одного ранения остался у него на всю жизнь: осколок немецкой мины попал в затылок Сперанскому, и вытаскивать его было опасно - с ним Сергей Борисович прожил всю жизнь.

В ноябре 1941 года Сперанского отзывают с фронта обратно в Ленинград, и там, в условиях блокады, Сергей Борисович защищает свою дипломную работу и официально становится архитектором. Удивительно, что даже в самую суровую блокадную зиму Академия Художеств продолжала работать и готовить новых архитекторов, которые так нужны были нашей стране и во время войны, и тем более после неё.

Однако в 1942 году институт всё же эвакуировали на восток, в Самарканд: уже там Сперанский закончил аспирантуру и параллельно с этим начал свою преподавательскую деятельность. В 1944 году он был командирован в Минск для восстановления разрушенного войной города: этим он занимался три года, и лишь в 1947 году он смог вернуться в родной Ленинград - и тут же приступил к активной архитектурной деятельности, о плодах которой мы поговорим далее.

Но прежде хотелось бы ещё пару слов уделить педагогической деятельности Сперанского. Дело в том, что помимо того, что Сергей Борисович принимал активное участие в архитектурной жизни Ленинграда (настолько активное, что в 1962 году Сперанский стал председателем правления Ленинградской организации Союза архитекторов СССР), он всю жизнь преподавал в Академии Художеств - институте, который сам же и закончил. И я лично не один раз слышал в интервью разных выдающихся архитекторов современности (например, архитектора Чобана - автора башня федерации Москва-Сити и Невской ратуши в Петербурге), что основу их архитектурного навыка заложил в институте именно Борис Сперанский. Так что помимо видимого архитектурного наследия, Сперанский оставил после себя ещё и огромное наследие - в виде знаний и умений, которые он передал своим ученикам, будущим выдающимся русским зодчим!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-2

Борис Сперанский прожил долгую жизнь: он скончался в 1983 году, в возрасте 68 лет. Похоронен он на тихом и спокойном Комаровском кладбище, в окружении других талантливых русских творцов.

Ну что ж, мы поговорили о жизненном пути Сергея Борисовича Сперанского, перейдём к разбору его творчества!

Жилой дом на Суворовском проспекте

Дата постройки: 1953
Адрес: Суворовский проспект, 56-58, Очаковская улица, 13

Первой крупной работой Сперанского в Ленинграде стало строительство жилого дома на Суворовском проспекте: в идеологически важном месте - прямо рядом со Смольным, где в советское время (да и в наши дни) располагаются главные административные здания города (проще говоря, мэрия).

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-3

В столь важном для Ленинграда районе абы какие здания не строились, а потому и этот дом был возведён со всей присущей сталинскому неоклассицизму монументальностью: высокое пятиэтажное здание, с повышенным до 8 этажей ризалитом, на вершине которого располагаются фигурные вазоны, тогда как по остальному периметру карниза дома расположена крупная балюстрада.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-4

К тому же, сам фасад здания тоже украшен оригинальным образом: сплошная стена здания чередуется с вставками, визуально обозначающими въездные арки, ведущие во внутренний двор дома. Эти фрагменты фасада имеют особый ритм, заданный стройными рядами пилястр, между которыми находятся балконы и расположенные над ними медальоны.

Похожий ритм, но уже без медальонов, имеет и центральный ризалит здания, в нижней части которого находится ещё один выразительный элемент: оконные проёмы, наличниками которых являются полноценные колоннады!

Важно отметить, что этот дом настолько полюбился Сперанскому, что он прожил в одной из его квартир всю свою жизнь: с момента постройки здания в 1953 году и до самой смерти в 1983 году. Об этом свидетельствует и мемориальная доска, установленная на фасаде здания - единственный мемориал, посвящённый герою нашей сегодняшней статьи!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-6

Жилые дома на Московской площади

Дата постройки: 1953-1956
Адрес: Московский проспект, 191-193, Ленинский проспект, 178-163

Примерно в то же время перед Сперанским была поставлена ещё одна очень важная задача: окончательно сформировать облик Московской площади, построив два жилых дома напротив знаменитого Дома Советов, построенного по проекту непосредственного учителя Сергея Борисовича - Ноя Троцкого.

Постройка Ноя Абрамовича Троцкого, расположенная напротив работы Сперанского
Постройка Ноя Абрамовича Троцкого, расположенная напротив работы Сперанского

Если Суворовский проспект был административным центром городе после войны, то Московская площадь являлась следом от нереализованного плана перенести центр Ленинграда на юг. Самой выразительной его деталью был уже упомянутый ранее дом Советов, от которого во все стороны должен был расходиться новый район с монументальной и помпезной архитектурой.

Однако, построить успели далеко не всё - помешала война, из-за которой проект переноса центра города был окончательно свернут. Впрочем, достраивать ансамбль всё равно нужно было - это и поручили сделать Сергею Сперанскому.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-8

И, как мне кажется, Сперанский прекрасно справился с поставленной перед ним задачей - жилые дома в створе Ленинского проспекта прекрасно дополнили Дом Советов, и привнесли в облик Московского проспекта действительно "московской" архитектуры (я имею в виду помпезный сталинский ампир, более популярный в Москве, нежели в Ленинграде).

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-9

В этих двух симметричных зданиях, расположенных по обе стороны от начала Ленинского проспекта, явно прослеживаются черты предыдущей работы Сперанского, рассмотренной нами ранее: здесь тоже центральный ризалит возвышается над основным объёмом здания, и здесь также очень важную роль в украшении фасада играет ритм - вот только вместо пилястр здесь чуть более объёмные полуколонны, а вместо медальонов - узоры в классическом стиле.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-10

Собственно, эта постройка сделана настолько искусно, что зритель, не знающий историю данной местности, воспринимает Московскую площадь как единый архитектурный ансамбль, тогда как здания на ней строились в разное время и по проектам разных мастеров. Выходит, что Сперанский справился со своей задачей идеально!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-11

Главное здание телецентра

Дата постройки: 1960-1963
Адрес: улица Чапыгина, 6

Здание Ленинградского телецентра можно считать одним из самых ярких примеров "переходной" архитектуры: оно проектировалось в 1950-х годах, а строилось уже в 1960-х. Как вы можете знать, в 1955 году в СССР вышло постановление "об архитектурных излишествах", которое фактически запрещала архитекторам возводить роскошные и богатые здания. Беда заключалась в том, что до 1955 года в Советском Союзе приветствовалась исключительно помпезные ампирные постройки. Таким образом, архитекторы оказались в крайне неудобном положении: все их работы буквально оказывались под запретом, и у них было два варианта: либо изменить свой подход к проектированию, либо бросить дело всей своей жизни и найти другую работу.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-12

Слава богу, что архитектор Сперанский выбрал первый подход. И результаты этого выбора наглядно отразились в архитектуре здания телецентра: вместо запланированного ордера здесь сплошные ряды остекления, разбитые пилонами (думаю, что любой человек может представить вместо этих пилонов полноценные пилястры - получится примерно то, каким и задумывалось это здание изначально).

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-13

Однако, по своей общей композиции здание всё ещё выглядит консервативно: лёгкого и светлого модернизма тут куда меньше, нежели массивного и тяжеловесного неоклассицизма. Да и в целом здание телецентра напоминает своим обликом (пускай и отдалённо) главный источник вдохновения ленинградских неоклассиков - немецкое посольство на Исаакиевской площади.

Дом Германского посольства, построен в 1913 году архитектором Петером Беренсом
Дом Германского посольства, построен в 1913 году архитектором Петером Беренсом

Иными словами, в этой работе Сперанский находился где-то на границе между классицизмом и модернизмом - и лишь позднее Сергей Борисович окончательно примет изменения в советской архитектуре, и "маятник" его творчества сделает решительное движение в сторону современной архитектуры, лишённой не только излишеств, но и традиционности.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-15

Архитектурный ансамбль площади Победы

Дата постройки: 1963-1965, 1973-1975
Адрес: Московский проспект, 205, 207,220, 224

Творчество Сперанского неразрывно связано с одной из главных магистралей Санкт-Петербурга - Московским проспектом. В 1950-х годах Сергей Борисович дополнил архитектурный облик Московской площади, а спустя десять лет перед ним была поставлена ещё более важная задача: сформировать архитектурный ансамбль площади Победы, представляющий собой основные "ворота в город" для всех, кто едет в Петербург со стороны Москвы.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-16

Изначально Сперанский спроектировал два симметричных девятиэтажных жилых дома по обе стороны от Московского проспекта. Сами по себе они не особо интересны, но при этом очень важна их роль в градостроительном плане: они фланкируют въезд в город через Московский проспект, тем самым встречая гостей города - таким образом, они заменяют уже немного устаревшие к тому времени триумфальные арки, которые устанавливали на въезде в город в дореволюционной России.

Существенно дополнили картину две высотные башни, построенные спустя десять лет: они и стали теми самыми пропилеями, играющими роль триумфальной арки на въезде в город. Причём моё сравнение с триумфальными воротами здесь особенно уместно: как и в случае с арками, эти два дома установлены на площади Победы (хочу напомнить, что любая триумфальная арка устанавливалась исключительно по случаю победы государства в какой-либо войне).

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-17

Кстати, прекрасный монумент на площади Победы спроектирован всё тем же Сперанским. Собственно говоря, вся эту площадь можно назвать "детищем" Сергея Борисовича!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-18

Наверное вы уже поняли, что в заголовок статьи я вынес именно этот архитектурный ансамбль, тянущийся от площади Победы до Московской площади, на которой располагается ещё одна работа Сперанского. Таким образом, Сергей Борисович оформил въезд в город не только в его начале, но и по пути следования приезжающих в Ленинград гостей! И протяжённые здания, отходящие от высотных "точек" на площади, тоже входят в этот ансамбль, пускай они и представляют собой относительно заурядные жилые постройки.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-19

Впрочем, и тут Сперанский постарался разбавить их заурядность, добавив в верхней части фасадов здания двухэтажные вставки со сплошным остеклением: они предназначались для мастерских художников: подобное остекление позволяло наполнить студии обилием солнечного света - такого дефицитного для Петербурга ресурса!

Здание ЖСК "ЮГ" ("Дом на ножках")

Дата постройки: 1968
Адрес: улица Бассейная, 53

Следующая работа Сперанского находятся во всё этом же районе, но чуть севернее - жилой дом на Бассейной улице выходит своим главным фасадом на парк Победы. Однако сам фасад здания малоинтересен: здание ЖСК "Юг" покоряет сердца любителей архитектуры иной деталью, расположенной в нижней части дома - я говорю об опорах-"ножках"!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-21

По плану здание Н-образное: центральная его часть поставлена на визуально тонкие опоры, тогда как боковые корпуса стоят на простом фундаменте.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-22

При этом и фасад у корпусов различный - центральная часть здания оформлена оригинальным образом: плоскость стены дома периодически нарушается эркерами с боковыми остекленными лоджиями и расположенными между ними лоджиями открытого типа. А вот боковые корпуса никаких особенностей в оформлении фасадов не имеют - они сделаны проще, без изысков, как обычные панельные дома.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-23

Опоры-ножки Сперанский вводит в первую очередь для того, чтобы разнообразить облик здания: за счёт них создаётся эффект, будто бы многоэтажное здание как будто бы парит над землей!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-24

Правда есть у этого приёма и функциональное обоснование: благодаря опорам архитектор облегчил жителям проход во двор здания, а также частично решил проблему парковки во дворе - многие автомобилисты используют освободившееся пространство именно для этого!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-25

Интересно и то, что, казалось бы, упрощённые боковые части здания имеют очень любопытные торцы: вся торцевая стена сплошь покрыта крупными лоджиями, полностью заменяющими здесь оконные проёмы. С помощью этого приёма Сперанский сумел и облик здания разнообразить, и жилищные условия обитателей дома улучшить (всё-таки стеклянная лоджия во всю стену - приятный бонус для обладателей торцевых квартир)!

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-26

Гостиница "Ленинград" (в наше время "Санкт-Петербург)

Дата постройки: 1966-1970
Адрес: Пироговская набережная, 5, Большой Сампсониевский проспект, 2

Последней крупной работой Сперанского в Ленинграде стало строительство крупного гостиничного комплекса в самом центре Петербурга: прямо на берегу набережной Невы. Именно из-за своего дерзкого расположения гостиница вызывает столько споров и критики в свой адрес: многие считают, что здание нарушает ансамбль набережных Невы из-за своего достаточно заурядного облика и крупного объёма.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-27

И с последним утверждением трудно не согласиться: гостиница "Санкт-Петербург" (ранее "Ленинград") грозно возвышается над набережной своей монолитной 25-метровой стеной. А ведь в изначальном проекте на этом месте должно было появиться здание вдвое выше: этот проект Сперанскому запретили исполнить, и слава богу!

Хотя свои эксцентричные идеи Сперанский объяснял вполне разумно и логично: по его мнению, набережные Петербурга хоть и имеют чёткую "небесную линию", однако эта линия горизонта постоянно прерывается отдельными архитектурными доминантами: Петропавловским собором, зданием Биржи, Кунсткамерой и т.д. А вот набережная восточнее Троицкого моста своих доминант не имеет - вот Сперанский и хотел возвести новый высотный акцент, тем самым соблюдая негласные традиции петербургского зодчества.

Вы никогда не задавались вопросом - в какой момент времени архитекторам петербурга было сложнее всего работать с заказчиком?-28

Но стоит признать, что аскетичная модернистская коробка не особо подходит на роль архитектурной доминанты в центре Санкт-Петербурга: подобное здание слишком резко контрастирует с окружением, что вызывает множество вопросов. Впрочем, уже после распада Советского Союза внешний облик Пироговской набережной был испорчен ещё сильнее: построенные рядом с гостиницей жилые дома "Монблан" и "Аврора" окончательно уничтожили ансамбль набережной, так что теперь гостиница выглядит даже скромной и не вызывает такого негатива, какой она вызывала сразу после постройки.

Что касается архитектуры здания, то здесь Сперанский в любом случае проявил себя с хорошей стороны: даже в эпоху аскетичной и чисто функциональной архитектуры Сергей Борисович сумел создать интересное здание, фасады которого очень интересно перекликаются с водами реки Невы за счёт необычной игры оконных проёмов - они создают едва заметный эффект волны за счёт перепада высот окон.

Также интересности облику придаёт ассиметричное завершение здания, в котором находится ресторан со смотровой площадкой - высотный акцент у гостиницы сделан скромно и со вкусом!
Также интересности облику придаёт ассиметричное завершение здания, в котором находится ресторан со смотровой площадкой - высотный акцент у гостиницы сделан скромно и со вкусом!

В общем, даже в последних работах Сперанского видно мастерство и талант зодчего, которое он умел выразить как в роскошном и помпезном неоклассицизме, так и в скромном и простом модернизме - разве это не главный показатель таланта архитектора?

И на этом я заканчиваю свой рассказ об архитекторе Сперанском. Откровенно говоря, я редко посвящаю отдельные статьи советским архитекторам: публика не очень жалует творцов времён СССР, а в особенности послевоенного времени. Но, на мой взгляд, такие люди, как Сергей Сперанский, заслуживают вашего внимания. Всё-таки неважно в какую эпоху творил талантливый архитектор - его талант проявится в любом стиле, и Сергей Борисович тому - наглядное подтверждение!

Спасибо за внимание и до скорых встреч!