Всем привет, и сегодня у меня на обзоре необычный прибор, который помогал советскому комбайнёру отслеживать потери зерна после работы молотилки. Данное устройство располагалось в кабине комбайнёра и крепилось, судя по проушинам, где-то на стене кабины. Устройство, кроме звукового сигнала, имело еще визуальную индикацию в виде стрелочного прибора. Но этого прибора у меня нет, и поэтому разберем сегодня только электронные «мозги» этого указателя.
Как видно, внешний вид этой коробочки полностью отвечает тем требованиям, которые нужны для надёжной работы этого устройства в поле. Жара в кабине, высокая влажность на улице, различные перепады температур. Всё это не самые идеальные условия для его работы. Поэтому такой мощный дюралюминиевый корпус, надёжные уши крепления, разъём как на военной технике нам говорят о достаточной надежности этого прибора. В общем, одно слово - вещь!
Не зря завод, который выпускал эти приборы, имел в своём названии приставку «вибро». А если быть более точным, то это Таганрогское производственное объединение «Виброприбор».
Управление данным устройством было максимально простое, но всё же не до конца понятное. Первый тумблер однозначно отвечал за включение звука. Второй, возможно, за те самые потери зерна. А регулятор с делениями, похоже, настраивал чувствительность всего этого процесса. Хотя, может, и ошибаюсь.
Разбор
Чтобы посмотреть на плату, нам необходимо отвернуть сзади четыре винтика и снять крышку. Внутри находится одна единственная плата, которая также крепится на четырех винтиках.
На которой можно увидеть закрепленный динамик 0,5ГДШ-2 на 8 Ом.
Парочку микросхем с технологией КМОП (комплиментарный металл-оксид-полупроводник) из серии К561ЛА7.
И четыре подстроечных резистора СП3-16б, которые нечасто можно увидеть на платах. Дело в том, что они герметичные и при этом имеют способ монтажа только на плату.
По теме разборки они никуда не годятся, т. к. из ценного в них только люмяндий. А вот как радиодеталь для точной подстройки вместо архаичных СП3-1А-0,25 - самое то.
А еще я на плате увидел четыре позолоченных транзистора КТ3102 в корпусах, покрашенных чёрной краской. Если честно, то такие транзисторы вообще нечасто увидишь на схемах, и причина, думаю, банальна. Это не совсем простой вариант исполнения корпуса. Так как, помимо лака, корпус детали ещё защищён краской. Сами понимаете, коррозия такому транзистору грозит, только если его утопить на месяц в воде.
Ах да, конечно же, не забываем про два транзистора КТ815 в корпусе ТО-126, которые прикручены на пластинах-радиаторах. Они тоже отличные, т. к. в те года ещё не делали «плохих» транзисторов.
С обратной стороны эта плата выглядит так.
В заключение, если вам это любопытно, скажу, что общий вес дюралюминия, полученного из этого устройства, составила чуть более одного килограмма. А вес платы без учёта динамиков и крупных электролитических конденсаторов был примерно 150 граммов.
Видео
Послесловие
В заключение могу сказать, что попадался еще и первый вариант данного устройства, в котором совсем другая компоновка внутри. Да и снаружи он выглядит немного по-другому. Но об этом поговорим как-нибудь в следующий раз.
А пока всем отличного предновогоднего настроения. Деда Мороза с мешком ваших желаний. Ну и всем ПОКА, ПОКА!
Хочешь увидеть больше - жми сюда 👈
И последний блок фотографий на сегодня - это вот такие платы, на которых нет ничего «лишнего», так как даже шины питания сделаны из листовой латуни, а ламели покрыты 1% Пд