Аналитики заметили: во время пандемии россияне изменили свои пищевые привычки. Увы, о правильном питании речи не идет – просто люди стали есть дешевые продукты.
По итогам текущего года продажи хлеба могут вырасти на 60 тысяч тонн и составить 7,95 млн тонн. По данным Российского союза пекарей, такой скачок продаж хлеба зафиксирован впервые за пять лет.
Очевидно, что небольшие доходы отражают низкую покупательную способность. Росстат это подтверждает: во втором квартале неспокойного года доходы россиян снизились на 8,4%, а в третьем квартале – на 4,8%.
При этом глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина высказала мнение, что российская экономика может вернуться к докризисному уровню к середине 2022 года. Насколько реалистично это предсказание?
В кредитной петле
Известный российский предприниматель, экономист, публицист и добрый друг «МЛ» Дмитрий Потапенко регулярно делает смелые прогнозы в сложные для страны периоды.
Два года назад Потапенко предрек курс доллара в районе 77 – 81 рубля. Многим это казалось невероятным. Следующим диапазоном, который он рассчитал, стали цифры 81 – 84 рубля. «Но, похоже, все ускорится и этот расклад выпадет уже на февраль, - подчеркивает экономист. - Нас пытаются убедить, что достаточно попросту включить печатный станок – и будет всем счастье. Но на самом деле это не так, потому что импортозамещения не будет. От 40 до 70% товаров в России имеют импортную составляющую. Электроника и автопром вообще полностью зависимые от импорта отрасли.
Поэтому слабый рубль – это всегда плохо. Мы не нужны миру, потому что являемся лишь сырьевой колонией, никто не нуждается в наших технологиях. И это основная наша проблема, она никуда от нас не ушла ни за 20 лет, ни за сто последних лет.
«Ни к каким докризисным показателям к 2022 - 2023 годам мы не вернемся - мир уже не будет прежним! Экономика перешла на мобилизационные рельсы, а люди - на мобилизационную модель потребления. В лучшем случае в России мы вернемся к былым объемам потребления не раньше 2025 - 2026 годов. А на 2021 год я предсказываю инфляцию в 15–17% - в зависимости от того, как поведут себя наши власти».
Вряд ли имеет смысл спорить с тем, что ситуация на фоне COVID-19 все ухудшается и гонит простых россиян за «быстрыми бабками» в микрофинансовые организации. В октябре в России выдали почти 1 миллион 700 тысяч микрокредитов - на 11,5% больше, чем год назад! Как ни странно, в долг чаще всего берут молодые люди: а те, кому 40 и старше и кто помнит кризис 1998-го, видимо, не хотят обременять себя лишними долгами на случай нового дефолта.
«Свыше 55% россиян находятся в режиме «револьверного» кредитования – они бегают по кругу, - приводит свою статистику Дмитрий Потапенко. – Револьверные, или возобновляемые, кредиты позволяют постоянно возвращать и брать заем заново. По такому принципу работают кредитные карты. Но если нужно будет внезапно вернуть сразу все кредиты, то 55% граждан будут не в состоянии этого сделать».
35 банков на грани закрытия
«Россияне должны начать думать о сохранении своих сбережений самостоятельно, государство здесь никак не поможет», - такое мнение высказал ведущий российский экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он рекомендует забрать деньги с депозитов в небольших и сомнительных банках и переместить их в более крупные финансово-кредитные учреждения.
Тем более, по оценкам экспертов, в течение ближайшего года около 35 российских банков могут лишиться лицензии на фоне длительного восстановления уровня рынка до прошлогодней прибыли. Ситуация не радует: за последние 12 месяцев 26 процентов действующих банков были убыточны. У 50% банков снизились остатки на вкладах населения, у 36% — на счетах бизнеса.
Многие экономисты озвучивают мнение, что надежнее всего валюты европейских стран, где сейчас нет кризиса. Наиболее стабильным является швейцарский франк. Впрочем, главное сейчас не гнаться за доходностью, а сохранить сбережения. Часть денег можно инвестировать в образование или недвижимость.
А вот американская валюта, вероятно, будет слабеть: доллар пока еще очень высоко оценивается экспертами лишь потому, что мир находится в состоянии шока от пандемии. Основные институциональные игроки да и обыватели по привычке вкладываются в доллары. Однако нынешнее положение дел может очень быстро измениться ввиду появления разного рода факторов, которые окажут на репутацию американской валюты разрушительное воздействие вплоть до ее обвала примерно на 30%.
Михаил Делягин даже предрекает будущий курс российской национальной валюты в районе 45 рублей за доллар.
Сколько денег хранить в валюте?
«Отчасти рублю сейчас помогает коронавирус — снижается покупательная активность населения, импортеры уменьшают покупку товаров за границей, - комментирует ситуацию кандидат экономических наук Людмила Есина. - Но это временно: уже в конце этого – начале 2021 года они будут восполнять складские запасы, которые сократятся в результате предновогодних покупок.
Однако в целом нет никаких предпосылок для укрепления рубля к основным валютам. Главные причины – рост заболеваемости ковидом и уход мировой экономики в глубокую рецессию. Кроме того, цены на нефть, поддерживающие рубль, в ближайший год вряд ли вырастут.
В целом в текущем году рубль занял первое (!) место в мире по девальвации, потеряв более 20% своей стоимости – по этому показателю он обогнал даже турецкую лиру и бразильский реал.
Есть и внутрироссийские риски: рубль неустойчивым делают общий рост денежной массы и будущее давление высокой долговой нагрузки из-за наращивания заимствований в облигациях федерального займа, а также неопределенность денежно-кредитной политики, неустойчивость внутреннего спроса, увеличение налогов и слабость платежного баланса.
Не стоит пытаться зарабатывать на внезапных всплесках иностранной валюты. Курс — вещь очень динамичная. Поэтому сейчас оправданны следующие действия.
Во-первых, не поддавайтесь панике. Как только зафиксировано очередное падение рубля, нет смысла сразу скупать валюту - нужно разобраться в причинах такого явления. В этом году курс очень зависит от событий в мире. И, скорее всего, через некоторое время он вернется к определенным фундаментальным уровням. Если же спекулировать на взлетах и падениях, есть большой риск потерять все.
Во-вторых, небольшие сбережения можно оставить в рублях (если вы будете обращаться к этим средствам). А то, что можете отложить на год-полтора, лучше диверсифицировать: перевести в валюту (если получается, хотя бы треть общей денежной массы). Обычному человеку тяжело ориентироваться в трендах рынка и прогнозировать заработок на спекулятивных валютных операциях, поскольку колебания курсов хаотичны.
Поэтому часть денег лучше перевести в ту валюту, в которой средства могут быть потрачены в будущем. Помните, что некоторая часть расходов всегда идет на импортные товары, да и стоит все-таки откладывать на отпуск – когда-то он непременно будет».