Найти тему
СЕМЕЙНЫЙ ИНВЕСТНИК

9 показателей, которые помогают мне находить недооцененные акции

В прошлой статье "Как выбрать какие акции лучше купить?" мы выделили основные характеристики компании и бумаги, на которые нужно обращать внимание когда вы ищете какие бумаги купить на бирже.

В той статье можете почитать о том, что такое капитализация (Market Cap), волатильность, дивидендная доходность и другие характеристики (не все из которых можно выразить конкретным числом). А в этой статье собрана информация именно про показатели/коэффициенты, по которым можно сравнивать компании. Они называются мультипликаторы.

Это все вот эти вот P/E, P/S, ROE... которые показываются в описании бумаги и многие из начинающих инвесторов не знают как их понимать и для чего они нужны. Это отношения различных характеристик компании друг к другу, то есть это конкретное число.
По мультипликаторам можно понять, например, что акция стоит недорого, а компания в целом перспективная, то есть велика вероятность, что #цена акции в скором будущем вырастет и если успеть купить ее по текущей цене, то можно будет неплохо заработать. Можно сравнивать показатели одной компании с показателями другой, со средними показателями в отрасли.
Какие конкретно есть мультипликаторы и как с их помощью искать недооцененные акции сейчас разберемся, поехали)

Эта статья будет длинная, но очень полезная.
Решила не разделять на две, чтобы всю информацию можно было найти в одном месте, а не кусками.
Надеюсь, что мои читатели терпеливы))

1. P/E (Price to Earnings)
Это отношение рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли. Или рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Этот показатель показывает за сколько лет компания себя окупает. То есть
за сколько лет окупятся вложения инвестора за счет чистой прибыли.

-2

Чем больше этот показатель, тем хуже для инвестора (т.к. это обозначает что вложения будут окупаться долго).
Если этот показатель
меньше 0 - значит у компании убытки, от 0 до 10 - имеют потенциал роста, от 10 до 20 - оптимально оценены рынком, от 20 - переоценены, от 25 - сверх переоценены, вероятно скоро будет коррекция цены.
Но одного этого показателя для покупки бумаги мало. Например, у молодой компании А большая #прибыль, но есть много расходов на старте, которые съедают бОльшую ее часть, но со временем ситуация изменится, а у давно существующей компании В прибыль маленькая, но нет таких расходов и показатель у них выглядит привлекательнее, но по факту выгоднее будет вложение в компанию А.

2. P/S (Price to Sales)
Этот показатель обозначает соотношение капитализации компании (Market Cap) к выручке (объему продаж), то есть рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию.

-3

Объем продаж более стабильный показатель, чем чистая прибыль и рассчитать его можно для любой компании у которой есть выручка (до налогов и всего прочего), а вот чистая прибыль у компании бывает не всегда или даже может быть отрицательной.
Если этот показатель
меньше 1 - компания имеет потенциал для роста, возможно недооценена, от 1 до 2 - в норме, больше 2 - переоценена, стоимость акций может начать снижаться.

3. P/B или P/BV (Price to Book Value)
Это отношение рыночной стоимости компании к её балансовой стоимости (активы минус обязательства).

-4

Этот показатель не показывает способность компании приносить прибыль, но дает представление о том что получит акционер в случае полного банкротства компании. В случае ликвидации имущество компании будет распродано и деньги поделены между акционерами.
Если показатель меньше 0 - очень плохо, значит у компании больше обязательств, чем активов, возможно банкротство, до 1 - это хорошо, стоимость компании даже недооценена, если больше - плохо, значит компания оценена больше, чем все ее имущество, если компания разорится - то на всех акционеров не хватит. Получается
хорошо, когда этот показатель максимально близок к 1.

4. EPS (Earnings Per Share)
Это отношение чистой прибыли на одну обыкновенную акцию. Чем выше этот показатель - тем лучше для инвестора. Значит компания прибыльна, эффективно расходует средства, вложенные в нее.

-5

Если показатель снижается - значит снижается эффективность деятельности компании. Однако, компания может влиять на этот показатель. Например, жестко ужаться в расходах или продать часть бизнеса и показатель станет выше. Поэтому этот показатель оценивают не прямо здесь и сейчас, а его изменение в процентах за какой-то срок. Например, за последние пять лет, по сравнению с предыдущей пятилеткой. Ну и чем больше процент увеличения - тем лучше.

При этом еще есть производные показатели от этого значения в виде конкретного числа. В моем приложении есть показатель Diluted EPS - разводненный EPS. Для анализа также - чем выше значение, тем лучше. Он нужен вот когда - за период может изменяться число обыкновенных акций, плюс на прибыль могут влиять инструменты, которые можно сконвертировать в обыкновенные акции (конвертируемые облигации, опционы) поэтому капитал получается "размытым" по количеству акций, величина прибыли на акцию меняется и расчет усложняется.
Кроме этого есть прогнозный EPS (прогноз прибыли на акцию), денежный EPS (часть денежного потока на акцию).

5. EV/EBITDA
EV (E
nterprise Value) - это реальная, справедливая стоимость компании.
EV = Рыночная капитализация + Все долги − Доступные деньги компании.

EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, Amortization) - это прибыль до процентных платежей, налогов, обесценивания и амортизации. Подробнее о том что это за характеристика в статье "Как выбрать какие акции лучше купить?"

-6

Показатель EV/EBITDA похож на показатель P/E, но он более точен, т.к. учитываются долги компании, можно сопоставить компании, которые по разному платят #налоги, выплаты, расходы (соответственно, их чистую прибыль сравнивать не совсем корректно). EV/EBITDA меньше подвержен резким изменениям, чем P/E.

Если значение меньше 0 - компания имеет отрицательную прибыль, непривлекательно, от 0 до 3 - есть недооцененность компании, от 3 до 7 - в норме, больше 7 - компания переоценена рынком.

6. Рентабельность (ROE, ROA, ROI)

Рентабельность - это величина в процентах, соотношение прибыли к вложенным средствам, #доходность. И ее можно рассчитывать в целом или по каждому виду вложенных средств. Чем выше эта величина в процентах - тем эффективнее работает компания.

ROE (Return on common Equity, рентабельность собственного капитала) - соотношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. По сути это доходность акционерного капитала.
Если ROE=10%, значит на вложенные в компанию 100₽, она генерирует 10₽ прибыли в целом. Есть вопрос - стоит ли вкладываться в такую компанию, ведь такую доходность вложений можно найти и с меньшими рисками.

ROA (Return on Assets, рентабельность активов) - соотношение чистой прибыли к активам компании. Показывает насколько эффективно компания использует свои активы. Чем больше у компании долгов - тем меньше ROA и больше ROE.

ROI (Return on Invested Capital, рентабельность инвестированного капитала) - соотношение чистой прибыли к сумме инвестированных средств. Показывает насколько эффективно компания трансформирует инвестируемый капитал в прибыль. Чем выше - тем лучше.

7. Debt/Equity или D/E (Debt to Equity ratio, Долг / Собственный капитал)
Это показатель финансового состояния компании, представляет отношение заемных средств к размеру собственного капитала.

-7

Заемные средства дают компании возможность больше заработать, но много #кредитов - тоже плохой сигнал. В среднем этот коэффициент от 0,3 до 1 (т.е. при 1 долги примерно равны капиталу), допустимо значение показателя до 2 (для крупных компаний и чуть выше), чем больше коэффициент превышает значение 2, тем менее устойчиво финансовое положение компании, больше риск. В большинстве случаев в норме этот показатель около 1,5, но многое зависит и от сферы деятельности.
Может указываться в процентах.

Также есть мультипликатор Долг/EBITDA - он показывает насколько закредитована компания и отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги без привлечения доп. средств. Чем меньше его значение - тем лучше.

8. Net Profit Margin
Это доля чистой прибыли компании от суммы общей выручки. Выражается в процентах. Этот показатель дает представление об итоговой прибыльности компании. Это значение может быть и отрицательным - значит компания понесла убытки.

9. Payout Ratio или Dividend Payout Ration (DPR)
Это коэффициент выплаты дивидендов. То есть какую часть от всей прибыли компания направила на выплату дивидендов в этом году.

По этому показателю можно понять какую часть прибыли компания забирает из бизнеса и отдает акционерам. Например, компания за год заработала 100 млн. и направила 20 млн. на выплату дивидендов, тогда DPR = 20%. Развивающиеся компании направляют на #дивиденды меньше или не направляют совсем, т.к. нужны средства для роста, более крупные могут позволить направлять на дивиденды значительную часть от прибыли.
DPR
может превышать 100%, это не ошибка, тогда это обозначает, что компания выплатила дивидендов на бОльшую сумму, чем заработала. Значит недостающая часть будет покрыта за счет активов компании. С одной стороны это приятно для акционеров, с другой стороны нужно оценивать не будет ли это иметь негативных последствий.

Два замечания:
1)
Для анализа деятельности банков и финансовых компаний подходят только мультипликаторы P/E и P/B. Так как у них нет выручки, а долги считаются не так как для остальных компаний.
2)
Все-таки более правильно сравнивать мультипликаторы компаний из одной отрасли, по совокупности нескольких показателей.

Можете сохранить ссылку на эту статью / отправить ее в сообщении в соц.сети / сохранить в закладках, чтобы вернуться позже и вспомнить, что обозначает каждый показатель, когда будете выбирать бумаги.

Подписывайтесь на наш канал ►СЕМЕЙНЫЙ ИНВЕСТНИК, чтобы не пропустить новые публикации☺

Если вам была интересна и полезна статья - поддержите нас лайком 👍Приветствуются ваши комментарии ↓↓↓ можно поделиться своим мнением и опытом или задать вопрос.

__________________________________________

Что почитать ещё:

>>> 💰Как изменится налог на доходы от облигаций и вкладов с 2021 года? Будем платить НДФЛ по всем купонам?

>>> Почему я жалею о покупке акций Газпрома 😩

>>> 5 случаев когда брокер НЕ заплатит за вас налог. Когда нужно самостоятельно платить налог на доходы от инвестиций.