В прошлой статье "Как выбрать какие акции лучше купить?" мы выделили основные характеристики компании и бумаги, на которые нужно обращать внимание когда вы ищете какие бумаги купить на бирже.
В той статье можете почитать о том, что такое капитализация (Market Cap), волатильность, дивидендная доходность и другие характеристики (не все из которых можно выразить конкретным числом). А в этой статье собрана информация именно про показатели/коэффициенты, по которым можно сравнивать компании. Они называются мультипликаторы.
Это все вот эти вот P/E, P/S, ROE... которые показываются в описании бумаги и многие из начинающих инвесторов не знают как их понимать и для чего они нужны. Это отношения различных характеристик компании друг к другу, то есть это конкретное число.
По мультипликаторам можно понять, например, что акция стоит недорого, а компания в целом перспективная, то есть велика вероятность, что #цена акции в скором будущем вырастет и если успеть купить ее по текущей цене, то можно будет неплохо заработать. Можно сравнивать показатели одной компании с показателями другой, со средними показателями в отрасли.
Какие конкретно есть мультипликаторы и как с их помощью искать недооцененные акции сейчас разберемся, поехали)
Эта статья будет длинная, но очень полезная.
Решила не разделять на две, чтобы всю информацию можно было найти в одном месте, а не кусками.
Надеюсь, что мои читатели терпеливы))
1. P/E (Price to Earnings)
Это отношение рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли. Или рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Этот показатель показывает за сколько лет компания себя окупает. То есть за сколько лет окупятся вложения инвестора за счет чистой прибыли.
Чем больше этот показатель, тем хуже для инвестора (т.к. это обозначает что вложения будут окупаться долго).
Если этот показатель меньше 0 - значит у компании убытки, от 0 до 10 - имеют потенциал роста, от 10 до 20 - оптимально оценены рынком, от 20 - переоценены, от 25 - сверх переоценены, вероятно скоро будет коррекция цены.
Но одного этого показателя для покупки бумаги мало. Например, у молодой компании А большая #прибыль, но есть много расходов на старте, которые съедают бОльшую ее часть, но со временем ситуация изменится, а у давно существующей компании В прибыль маленькая, но нет таких расходов и показатель у них выглядит привлекательнее, но по факту выгоднее будет вложение в компанию А.
2. P/S (Price to Sales)
Этот показатель обозначает соотношение капитализации компании (Market Cap) к выручке (объему продаж), то есть рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию.
Объем продаж более стабильный показатель, чем чистая прибыль и рассчитать его можно для любой компании у которой есть выручка (до налогов и всего прочего), а вот чистая прибыль у компании бывает не всегда или даже может быть отрицательной.
Если этот показатель меньше 1 - компания имеет потенциал для роста, возможно недооценена, от 1 до 2 - в норме, больше 2 - переоценена, стоимость акций может начать снижаться.
3. P/B или P/BV (Price to Book Value)
Это отношение рыночной стоимости компании к её балансовой стоимости (активы минус обязательства).
Этот показатель не показывает способность компании приносить прибыль, но дает представление о том что получит акционер в случае полного банкротства компании. В случае ликвидации имущество компании будет распродано и деньги поделены между акционерами.
Если показатель меньше 0 - очень плохо, значит у компании больше обязательств, чем активов, возможно банкротство, до 1 - это хорошо, стоимость компании даже недооценена, если больше - плохо, значит компания оценена больше, чем все ее имущество, если компания разорится - то на всех акционеров не хватит. Получается хорошо, когда этот показатель максимально близок к 1.
4. EPS (Earnings Per Share)
Это отношение чистой прибыли на одну обыкновенную акцию. Чем выше этот показатель - тем лучше для инвестора. Значит компания прибыльна, эффективно расходует средства, вложенные в нее.
Если показатель снижается - значит снижается эффективность деятельности компании. Однако, компания может влиять на этот показатель. Например, жестко ужаться в расходах или продать часть бизнеса и показатель станет выше. Поэтому этот показатель оценивают не прямо здесь и сейчас, а его изменение в процентах за какой-то срок. Например, за последние пять лет, по сравнению с предыдущей пятилеткой. Ну и чем больше процент увеличения - тем лучше.
При этом еще есть производные показатели от этого значения в виде конкретного числа. В моем приложении есть показатель Diluted EPS - разводненный EPS. Для анализа также - чем выше значение, тем лучше. Он нужен вот когда - за период может изменяться число обыкновенных акций, плюс на прибыль могут влиять инструменты, которые можно сконвертировать в обыкновенные акции (конвертируемые облигации, опционы) поэтому капитал получается "размытым" по количеству акций, величина прибыли на акцию меняется и расчет усложняется.
Кроме этого есть прогнозный EPS (прогноз прибыли на акцию), денежный EPS (часть денежного потока на акцию).
5. EV/EBITDA
EV (Enterprise Value) - это реальная, справедливая стоимость компании.
EV = Рыночная капитализация + Все долги − Доступные деньги компании.
EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, Amortization) - это прибыль до процентных платежей, налогов, обесценивания и амортизации. Подробнее о том что это за характеристика в статье "Как выбрать какие акции лучше купить?"
Показатель EV/EBITDA похож на показатель P/E, но он более точен, т.к. учитываются долги компании, можно сопоставить компании, которые по разному платят #налоги, выплаты, расходы (соответственно, их чистую прибыль сравнивать не совсем корректно). EV/EBITDA меньше подвержен резким изменениям, чем P/E.
Если значение меньше 0 - компания имеет отрицательную прибыль, непривлекательно, от 0 до 3 - есть недооцененность компании, от 3 до 7 - в норме, больше 7 - компания переоценена рынком.
6. Рентабельность (ROE, ROA, ROI)
Рентабельность - это величина в процентах, соотношение прибыли к вложенным средствам, #доходность. И ее можно рассчитывать в целом или по каждому виду вложенных средств. Чем выше эта величина в процентах - тем эффективнее работает компания.
ROE (Return on common Equity, рентабельность собственного капитала) - соотношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. По сути это доходность акционерного капитала.
Если ROE=10%, значит на вложенные в компанию 100₽, она генерирует 10₽ прибыли в целом. Есть вопрос - стоит ли вкладываться в такую компанию, ведь такую доходность вложений можно найти и с меньшими рисками.
ROA (Return on Assets, рентабельность активов) - соотношение чистой прибыли к активам компании. Показывает насколько эффективно компания использует свои активы. Чем больше у компании долгов - тем меньше ROA и больше ROE.
ROI (Return on Invested Capital, рентабельность инвестированного капитала) - соотношение чистой прибыли к сумме инвестированных средств. Показывает насколько эффективно компания трансформирует инвестируемый капитал в прибыль. Чем выше - тем лучше.
7. Debt/Equity или D/E (Debt to Equity ratio, Долг / Собственный капитал)
Это показатель финансового состояния компании, представляет отношение заемных средств к размеру собственного капитала.
Заемные средства дают компании возможность больше заработать, но много #кредитов - тоже плохой сигнал. В среднем этот коэффициент от 0,3 до 1 (т.е. при 1 долги примерно равны капиталу), допустимо значение показателя до 2 (для крупных компаний и чуть выше), чем больше коэффициент превышает значение 2, тем менее устойчиво финансовое положение компании, больше риск. В большинстве случаев в норме этот показатель около 1,5, но многое зависит и от сферы деятельности.
Может указываться в процентах.
Также есть мультипликатор Долг/EBITDA - он показывает насколько закредитована компания и отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги без привлечения доп. средств. Чем меньше его значение - тем лучше.
8. Net Profit Margin
Это доля чистой прибыли компании от суммы общей выручки. Выражается в процентах. Этот показатель дает представление об итоговой прибыльности компании. Это значение может быть и отрицательным - значит компания понесла убытки.
9. Payout Ratio или Dividend Payout Ration (DPR)
Это коэффициент выплаты дивидендов. То есть какую часть от всей прибыли компания направила на выплату дивидендов в этом году.
По этому показателю можно понять какую часть прибыли компания забирает из бизнеса и отдает акционерам. Например, компания за год заработала 100 млн. и направила 20 млн. на выплату дивидендов, тогда DPR = 20%. Развивающиеся компании направляют на #дивиденды меньше или не направляют совсем, т.к. нужны средства для роста, более крупные могут позволить направлять на дивиденды значительную часть от прибыли.
DPR может превышать 100%, это не ошибка, тогда это обозначает, что компания выплатила дивидендов на бОльшую сумму, чем заработала. Значит недостающая часть будет покрыта за счет активов компании. С одной стороны это приятно для акционеров, с другой стороны нужно оценивать не будет ли это иметь негативных последствий.
Два замечания:
1) Для анализа деятельности банков и финансовых компаний подходят только мультипликаторы P/E и P/B. Так как у них нет выручки, а долги считаются не так как для остальных компаний.
2) Все-таки более правильно сравнивать мультипликаторы компаний из одной отрасли, по совокупности нескольких показателей.
Можете сохранить ссылку на эту статью / отправить ее в сообщении в соц.сети / сохранить в закладках, чтобы вернуться позже и вспомнить, что обозначает каждый показатель, когда будете выбирать бумаги.
Подписывайтесь на наш канал ►СЕМЕЙНЫЙ ИНВЕСТНИК◄, чтобы не пропустить новые публикации☺
Если вам была интересна и полезна статья - поддержите нас лайком 👍Приветствуются ваши комментарии ↓↓↓ можно поделиться своим мнением и опытом или задать вопрос.
__________________________________________
Что почитать ещё:
>>> Почему я жалею о покупке акций Газпрома 😩
>>> 5 случаев когда брокер НЕ заплатит за вас налог. Когда нужно самостоятельно платить налог на доходы от инвестиций.