Русский Север хранит историю нашего народа, причем печальных страниц в ней значительно больше, чем радостных. Одна из таких — Главное управление лагерей, сокращенно ГУЛАГ. Помимо выполнения основной функции – содержания преступников в местах лишения свободы – лагеря ГУЛАГа стали мощным инструментом в составе репрессивной машины СССР, которая при Сталине набрала наибольший ход.
Сеть лагерей ГУЛАГа простиралась по всему Советскому Союзу от Беларуси до Чукотки, но особенно много лагерей располагалось в отдаленных северных районах. Я поехал в город, который служил основным пересыльным пунктом, через который по железной дороге шли поезда с заключенными за Полярный круг в Воркуту – Котлас, чтобы посмотреть, что осталось от некогда огромного центра репрессий и несправедливости.
До сих пор вагоны поездов, следующих из Москвы или Петербурга на севера в Воркуту, в Архангельской области в местечке под названием Коноша перецепляют локомотив: дальше железная дорога не электрифицирована и до самой Воркуты ехать придется на дизеле. В этом плане с тридцатых годов, когда был образован Котласский пересыльный пункт, мало что изменилось.
В шахтах Воркуты требовалось много рабочих рук, которые с лихвой предоставлялись государству лагерями ГУЛАГа. И Котлас благодаря своему географическому положению стал основной пересыльной точкой, находится город на юге Архангельской области.
Про котласскую пересылку писал еще Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ". Он писал про ужасные условия содержания заключенных, от которых люди десятками и сотнями отправлялись на тот свет. Правда, говорят, что писатель преувеличил данные специально ради художественной привлекательности своего произведения, потому что официальные архивы говорят о в десять раз меньших человеческих потерях.
Кому верить – великому русскому писателю, прошедшему через лагеря, или официальным лагерным книгам – решать Вам...
На котласском пересыльном пункте оставляли самых старых и больных заключенных, которые бы не пережили дороги до Воркуты и труда за Полярным кругом. Женщин старше пятидесяти лет и мужчин старше пятидесяти пяти вместе с больными оставляли в Котласе: считалось, что климат здесь более мягкий, и люди должны справиться с лагерными условиями.
Быт у заключенных был максимально примитивный и даже недостаточный для минимального исполнения базовых человеческих потребностей. Жили в бараках по двести человек, которые отапливались несколькими печами. Прогреть до приемлемой температуры такие ангары три-четыре печки точно не могли плюс на обогреве бараков для заключенных экономили топливо, в результате жить людям приходилось в постоянном холоде.
Я приехал в Котлас в начале декабря, и было довольно тепло — всего лишь минус десять градусов днем. Но в тридцатые – пятидесятые годы, когда здесь был лагерь, и зимы были не в пример холоднее сегодняшних...
Сегодня в Котласе есть вполне нормальные, типичные для многих российских городов пятиэтажки, но значительную часть жилого фонда составляют двухэтажные деревянные дома. Конечно, это большой шаг вперед по сравнению с бараками, в которых жили заключенные Котласлага, но и живут в этих домах сейчас не заключенные, а простые горожане, налогоплательщики и чьи-то дочери и сыновья.
Подписывайтесь на "Путешествия по планете". Из поездки по Архангельской области привез много интересного, о чем буду рассказывать в ближайшее время на канале!