Найти тему
Переплёт

Апокалипсис от Желязны и Шекли. И другие рассказы известных фантастов

Здравствуй, читатель!

Всё когда-то случается первый раз. В жизни каждого человека постоянно и незримо присутствует это слово - "впервые". Без него не было бы вообще ничего... А в творчестве каждого писателя почётное место на полке занимает его первое произведение, обычно - рассказ, ведь написать дебютный роман сложнее, чем малую прозу. Вот и предлагаю сегодня вспомнить и познакомиться с первыми рассказами целой когорты авторов.

Подтолкнул меня написать эту статью крафтовый литературный журнал "Рассказы", печатающий "пробу пера" наших начинающих авторов. С Максимом Суворовым, реализовавшим этот формат, мы уже общались в формате интервью и радует, что его начинание развивается. Сейчас выпущен уже двенадцатый сборник рассказов, ссылку на который дам в конце этой публикации. Там же будет и приятный бонус для тех, кто любит читать - промокод на хорошую скидку. А пока предлагаю узнать, каким был первый литературный опыт семи известнейших англоязычных фантастов. К тому же - все они как раз и начали печататься в журналах.

Начну, пожалуй, строго субъективно - со своего любимого автора. В 1962 году в известнейшем в Америке журнале фантастики "Amazing Stories" был опубликован рассказ "Игра страстей" (другой вариант перевода - "Страсти Господни", он тоже достаточно точно передаёт дух рассказа). Его автором был никому на тот момент не известный Роджер Желязны.

Уже в первом творческом опыте видны основы будущего фирменного стиля: смелое заигрывание с темой религии, фонтан идей на тему постапокалипсиса, крайне необычный мир. Мир, где уже не осталось людей и на смену им пришли разумные машины, когда-то людьми и созданные. Люди же остались лишь в воспоминаниях электронных мозгов и постепенно стали... богами. Культ людей-создателей, ритуал поклонения им и даже принесение жертвы в виде осознанного саморазрушения.

Здесь ещё нет свойственной опытному Желязны выверенности каждого слова, но идея рассказа подталкивает задуматься о роли привычных поступков в повседневной жизни. Об этом рассказе вполне можно написать самостоятельную статью, ведь он... основан на реальных событиях. Думаю, в скором времени на ПроЧтении такая публикация выйдет, не теряйте канал из вида, подписывайтесь.

Иллюстрация для обложки - рисунок Алана Гутьереза, одного из известнейших в Америке авторов обложек для журналов фантастики. Загляните к нему на страницу - https://www.deviantart.com/alangutierrezart, там ещё много интересного.
Иллюстрация для обложки - рисунок Алана Гутьереза, одного из известнейших в Америке авторов обложек для журналов фантастики. Загляните к нему на страницу - https://www.deviantart.com/alangutierrezart, там ещё много интересного.

Гарри Гаррисон тоже первый шаг на долгом пути большой фантастики сделал в 1951 году с помощью рассказа. Назывался он в нашем переводе "Проникший в скалы" (английское название "Rock Diver") и был для Гаррисона больше попыткой отвлечься. В то время он занимался иллюстрированием для журналов и отлёживался дома, страдая гриппом и ангиной. Нахлынуло вдохновение, рассказ был написан за день и Гарри поделился им с редактором журнала "Worlds Beyond". Рассказ был куплен за 100 долларов, а потом ещё 100 долларов автор получил за включение его в антологию.

Как признался Гаррисон в интервью, ни за какую другую книгу ему так легко деньги не доставались. Чем же привлёк издателя дебют молодого неизвестного иллюстратора? Необычной идеей "золотой лихорадки" - старатели будущего ищут не золото, а тантал. И добывают его не киркой и лопатой, а с помощью всепроникателя, позволяющего передвигаться внутри твёрдых пород. Но конкуренцию за "жирные" участки никто не отменял и "в глубине руд" сталкиваются интересы нескольких поисковиков.

Роберт Шекли, фантастический юморист и уморительно-саркастичный фантаст, свой первый рассказ отнёс в журнал "Imagination", где он и был опубликован в мае 1952 года. Шекли на тот момент еще не исполнилось 24 года. Рассказ назывался "Выпускной экзамен" (или есть другой вариант - "Последнее испытание"). Его сюжет основан на мысли о предстоящем конце света. Вот только Шекли уже с первым рассказом вполне узнаваем, как Шекли: небольшое произведение о том, что апокалипсис наступит ровно через десять лет, наполнено не только пессимизмом в ожидании неминуемого будущего, но и хорошей долей сатиры и даже юмора. Несколько уровней смысловой нагрузки - даже в раннем возрасте из его рассказов выглядывает тот Шекли, которого мы знаем по "Обмену разумов".

Фрэнк Герберт начал публиковаться позже Шекли, в тридцать два года, но произошло это тоже в 1952 году. Можете не верить, но Герберт тоже начал с рассказа и тоже опубликовался в журнале. Его первое произведение в жанре научной фантастики — рассказ «Что-нибудь ищете?" - был опубликован в апрельском номере журнала "Startling Stories". Идея о том, что человечество давно находится под управлением инопланетян, уже в то время в фантастике была не нова, но Герберт смог привнести новую нотку. Повествование ведётся от имени гипнотизёра, который сам привык манипулировать своими зрителями. И вдруг ему открывается, что и сам он - всего лишь марионетка, как и все люди Земли. Этакий смысл в смысле, вполне в духе вышедшей только через 13 лет "Дюны".

Закончить обзор предлагаю писателем из "большой тройки". Сэр Артур Кларк не только самый пожилой в этой подборке, но и самый именитый - рыцари не так часто пишут фантастику. И начал Кларк свой литературный путь сразу с двух рассказов, проданных им в апреле 1946 года в... тоже американский журнал фантастики "Astounding Science Fiction". Сначала был опубликован рассказ "Лазейка". Несмотря на некую лёгкость и простоту, сюжет рассказа для нас сегодняшних очень актуален: марсиане ограничили людям возможность выхода в космос, но это высвободило колоссальный научный потенциал для развития. И нашлась лазейка... Почему рассказ может быть интересен сегодня? Мы просто тоже ходим под постоянным гнётом санкций...

Второй рассказ Кларка, опубликованный в следующем номере журнала, называется "Спасательный отряд". В небольшое произведение Кларк смог заложить массу идей для своего будущего творчества: инопланетяне и контакт с ними, спасение человечества, корабли поколений, взрыв Солнца... Если взяться за пересказ сюжета, то легко найти основы сценариев сразу нескольких известных фильмов о том, что люди выживут в любой ситуации. Недаром ведь всего за 60 лет мы прошли путь от первого автомобиля по первого ядерного взрыва. И Кларк этим рассказом показывает, что в будущее надо смотреть с оптимизмом и надеждой!

Все рассказы из этого обзора можно легко найти с помощью поиска по названию и фамилии автора. Или скопировать в поисковую строку подписи из галереи чуть выше.

А вот познакомиться с молодыми авторами, тоже делающими свои первые шаги на ниве фантастики, можно в авторских сборниках журнала "Рассказы". В электронном и аудиоформате их легко приобрести, кликнув по синей ссылке. А за бумажным видом или общением, а то и реализацией своего желания опубликовать свой первый рассказ - заходите в группу ВК "Рассказы".

И как знать, вдруг в скором времени на ПроЧтении выйдет обзор творчества молодых и крутых фантастов, начавших свой путь именно с этого журнала. И вы тоже сможете сказать - "А я знаю, какой рассказ он написал первым!". К тому же, если такой формат обзоров понравится читателям, мы с редакцией "Рассказов" планируем продолжать их делать: в планах первая пятёрка рассказов известных российских фантастов.

  • Обещанный бонус: не только "Рассказы", но и вообще все книги из библиотеки ЛитРес до 10 апреля можно приобрести со скидкой 25%! для этого нужно только ввести в нужном поле промокод PROREAD25s

Если обзор, рассказы и бонус понравились - лайк будет хорошей наградой. Приглашаю в комментарии и приятного ПроЧтения!