Найти в Дзене

Мозаикой украсили и церкви, и дворцы, И окна, и камины, и троны, и ларцы... Нина Бровер

Флорентийская мозаика. Фото магазина коллекционных ценностей «Бокадо»
Флорентийская мозаика. Фото магазина коллекционных ценностей «Бокадо»

«Живопись из камня», известная как флорентийская мозаика, зародилась уже во времена древних римлян и достигла вершины своего расцвета в конце XVI века, когда по инициативе герцога Фердинандо I Медичи в Уффици была открыта мастерская Opificio delle Pietre Dure.

Фото Museo Opificio delle Pietre Dure
Фото Museo Opificio delle Pietre Dure

Во Флоренции издавна занимались мозаикой, но только деятельность герцога придала развитию флорентийской мозаики новый импульс. В Италии этот вид искусства, Pietra Dura, называют еще «commesso» - «совершенный». Мозаику изготовляют путем резки и стыковки многоцветного мрамора и самоцветов. Если гамма цветов – безгранична (по количеству существующих в природе самоцветов), то назначение мозаичных изделий более ограничено: столы и полки, настенные панно, плитки для особых видов мебели, шкатулки, медальоны.

Фото Museo Opificio delle Pietre Dure
Фото Museo Opificio delle Pietre Dure

В 20 веке деятельность мастерской постепенно сокращалась и вовсе прекратилась после наводнения 1966 года. Теперь там находится лаборатория, где проводят реставрацию художественных произведений, а также реставрационная школа, библиотека и архив. Существует и музей мозаики - Museo Opificio delle Pietre Dure. При этом мозаикой до сих пор занимаются в ремесленных мастерских Флоренции, где и поныне открываются лавки мастеров золочения и реставраторов старинной мебели.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В Санкт-Петербурге, кстати, тоже существует музей-квартира флорентийской мозаики, открытый в 2003 году почитателями этой техники.

Оригинальным видом художественной отделки является особый вид штукатурки скальола (Scagliola), имитирующий мрамор.

Фото компании Painted Imagе
Фото компании Painted Imagе

История метода восходит к древнеримским временам, но своего совершенства заново открытая скальола достигло во Флоренции XVII века. Материал получают путем смешивания минерала селенита с натуральными пигментами и животным клеем. Укладка полученной массы на изделие производится различными способами.

Фото компании ArtfrescoDecor
Фото компании ArtfrescoDecor

В настоящее время изначальные технологии приготовления скальолы считаются утерянными, но современные мастера, культивирующие этот метод в Италии, вторично изобретают рецептуру из современных материалов и клеев.

Камин в технике скальола, изготовлен около 1880 года по модели камина, который украшает Зал Совета во дворце Версаля. Фото Galerie Marc Maison
Камин в технике скальола, изготовлен около 1880 года по модели камина, который украшает Зал Совета во дворце Версаля. Фото Galerie Marc Maison

Надо заметить, что знаменитый архитектор Джакомо Кваренги внедрил аналогичную технологию в России, которая здесь стала называться оселковым мрамором. Оселок - шлифовальный камень, которым производилась шлифовка и полировка имитации.

Фото мастерской «Оселок»
Фото мастерской «Оселок»
Фото мастерской «Оселок»
Фото мастерской «Оселок»

Историческое и культурное наследие Тосканы : Мрамор и Терракота

Историческое и культурное наследие Тосканы: Керамика

Историческое и культурное наследие Тосканы: Стекло и Хрусталь