«Живопись из камня», известная как флорентийская мозаика, зародилась уже во времена древних римлян и достигла вершины своего расцвета в конце XVI века, когда по инициативе герцога Фердинандо I Медичи в Уффици была открыта мастерская Opificio delle Pietre Dure.
Во Флоренции издавна занимались мозаикой, но только деятельность герцога придала развитию флорентийской мозаики новый импульс. В Италии этот вид искусства, Pietra Dura, называют еще «commesso» - «совершенный». Мозаику изготовляют путем резки и стыковки многоцветного мрамора и самоцветов. Если гамма цветов – безгранична (по количеству существующих в природе самоцветов), то назначение мозаичных изделий более ограничено: столы и полки, настенные панно, плитки для особых видов мебели, шкатулки, медальоны.
В 20 веке деятельность мастерской постепенно сокращалась и вовсе прекратилась после наводнения 1966 года. Теперь там находится лаборатория, где проводят реставрацию художественных произведений, а также реставрационная школа, библиотека и архив. Существует и музей мозаики - Museo Opificio delle Pietre Dure. При этом мозаикой до сих пор занимаются в ремесленных мастерских Флоренции, где и поныне открываются лавки мастеров золочения и реставраторов старинной мебели.
В Санкт-Петербурге, кстати, тоже существует музей-квартира флорентийской мозаики, открытый в 2003 году почитателями этой техники.
Оригинальным видом художественной отделки является особый вид штукатурки скальола (Scagliola), имитирующий мрамор.
История метода восходит к древнеримским временам, но своего совершенства заново открытая скальола достигло во Флоренции XVII века. Материал получают путем смешивания минерала селенита с натуральными пигментами и животным клеем. Укладка полученной массы на изделие производится различными способами.
В настоящее время изначальные технологии приготовления скальолы считаются утерянными, но современные мастера, культивирующие этот метод в Италии, вторично изобретают рецептуру из современных материалов и клеев.
Надо заметить, что знаменитый архитектор Джакомо Кваренги внедрил аналогичную технологию в России, которая здесь стала называться оселковым мрамором. Оселок - шлифовальный камень, которым производилась шлифовка и полировка имитации.
Историческое и культурное наследие Тосканы : Мрамор и Терракота
Историческое и культурное наследие Тосканы: Керамика
Историческое и культурное наследие Тосканы: Стекло и Хрусталь