Анализ финансового состояния предприятия выполняют, чтобы объективно оценить положение дел, то есть посмотреть, какие активы есть, какие обязательства, а также выяснить, насколько они сбалансированы, чтобы можно было судить о перспективах развития.
Понятие анализа финансового состояния предприятия
Под термином понимают детальное научно обоснованное исследование движения денежных потоков, финансовых отношений. По результатам судят о конкурентоспособности, платёжеспособности.
К слову, различают внутренний и внешний анализы.
- Внутренний анализ. Он осуществляется непосредственно руководством и позволяет убедиться в том, что денежные средства своевременно поступают (а если не поступают — принять для этого меры). Также необходим для того, чтобы грамотно распределять собственные ресурсы и получать больше дохода. Наконец, на основе данных, полученных после проведения анализа, принимают решение о совершении тех или иных экономических действий.
- Внешний. Его проводят контролирующие органы, получившие отчётность компании, а также инвесторы, кредитные учреждения, например, если руководство обратится к ним с просьбой о кредите.
Обратите внимание, что внешний анализ отличается от внутреннего как целями его проведения, так и ориентацией, ведь в этом случае в фокусе внешняя отчётность, а это ограничивает возможности при проведении расчётов.
Важно! Наряду с углублённым анализом, иногда проводится экспресс-анализ финансового состояния предприятия. Всё зависит от требуемой степени детализации, наличия ресурсов для процедуры.
Цели и задачи
Цель анализа финансового состояния организации в том, чтобы вовремя обнаружить трудности и принять меры.
Задачи:
- общая оценка ситуации, выявление факторов, позволяющих на неё повлиять;
- оценка эффективности использования ресурсов, ликвидности;
- финансовое планирование и прогнозирование.
Не стоит недооценивать и роль анализа в управлении. Так, он помогает контролировать деятельность (своевременно замечать недочёты, трудности и устранять их), строить планы. Наконец, благодаря анализу ведётся учёт данных, а на их основе принимаются важные решения для компании.
Приёмы и инструменты
Приёмы анализа условно делятся на традиционные, или общие, а также математические.
Традиционные:
- сравнения;
- сопоставления;
- детализация, группировка по тому или иному признаку;
- расчёт средней величины;
- балансовый метод;
- элиминирование (исключение каких-то факторов, не связанных с изучаемыми).
К методам элиминирования относится также цепная подстановка, при которой определённый базовый показатель меняется на фактический, в то время как другие показатели остаются неизменными. Благодаря этому изучается степень влияния тех или иных факторов на результаты деятельности. Количество цепных подстановок зависит от количества воздействующих факторов.
Математические приёмы в использовании сложнее, но они дают более точные результаты. К таким приёмам относятся:
- линейное программирование;
- сетевые графики;
- математические модели;
- корреляционно-регрессионный метод (он позволяет установить связи между разными факторами хоздеятельности, определить степень взаимосвязи различных критериев).
Источники данных
Для проведения анализа финансового состояния предприятия используют плановые, учётные, внеучётные показатели и документы. Под плановыми понимают все виды планов (текущие, оперативные, краткосрочные, долгосрочные), а также нормативные бумаги, проектные задачи и т. д.
Учётные источники — это:
- бухучёт и отчётность;
- статистические данные;
- данные для налоговой;
- оперативный учёт.
Также могут использоваться какие-то выборочные данные учёта.
Внеучётные источники объединяют документы, касающиеся хоздеятельности, а именно:
- официальные бумаги (законодательные акты, президентские указы, правительственные постановления, приказы руководства компании);
- хозяйственно-правовая документация (договоры, судебные решения, если они есть);
- коллективные договоры;
- техническая документация;
- данные исследований и пр.
Благодаря такому комплексному изучению положения дел на предприятии можно принять во внимание как можно больше показателей и получить более объективную итоговую оценку.
Методики анализа
Для проведения анализа финансового состояния организации применяются различные методики.
- Вертикальный анализ, или структурный. Он позволяет изучить структуру сложных экономических показателей, соотношение между внеоборотными и оборотными средствами и пр.
- Горизонтальный. Он предусматривает сравнение текущих данных отчётности с аналогичными за более ранние периоды. В рамках горизонтального метода анализа финансового состояния предприятия могут использоваться разные коэффициенты, а именно: показатель абсолютной ликвидности, критической, текущей и пр. В процессе исследуется их динамика, на основании чего принимаются важные управленческие решения.
- Сравнительный, или пространственный. Он предполагает как изучение сводных показателей отчётности по разным цехам, филиалам, так и сравнение данных интересующей компании с данными компаний-конкурентов. Также с помощью такого анализа сравнивают фактические показатели с плановыми или нормативными, чтобы оценить правильность принятых решений либо внутренние резервы. Наконец, он проводится, чтобы отследить динамику и наметить дальнейшие цели по развитию.
- Трендовый. Предусматривает сопоставление показателей отчётности за текущий и предыдущие периоды и выявление тренда, тенденции динамики. При этом не берутся во внимание случайные влияния или определённые особенности того или иного периода. В сущности, это один из вариантов горизонтального анализа финансового состояния, позволяющий прогнозировать показатели для того или иного периода.
- Факторный, или интегральный. Изучает воздействие каких-то факторов на результат. Бывает прямым (предполагает разделение результата на части, из которых он состоит), а также обратным, когда части складываются в общий результат. Прямой и обратный анализы проводят, чтобы вывести обобщающие показатели хоздеятельности. При расчёте берутся во внимание условия производства, особенности использования ресурсов, анализируются структура, качество продукции, её себестоимость и пр.
- Анализ коэффициентов. Помогает вывести отношения показателей отчётности (коэффициенты для анализа финансового состояния предприятия) и проследить взаимосвязи между ними. По результатам можно судить о платёжеспособности, эффективности работы.
Этапы проведения
Процедура проходит в несколько стадий.
Описание цели, формата
Обсуждаются вопросы, которые будут раскрыты в выводах по анализу финансового состояния предприятия. С учётом этих вопросов выбирают методы, которые позволят увидеть максимально чёткую картину происходящего.
Цель определяют, исходя из того, для кого готовится анализ (здесь же принимается решение о конфиденциальности той или иной информации). Заключительные моменты — определение периода времени для оценки показателей, списка документов, которые для этого понадобятся.
Предварительный обзор состояния компании
На этом этапе анализируются базовые показатели деятельности за отчётный период. Прежде всего, речь идёт о:
- имущественном положении (оно отражено в балансе);
- данных об изменении оргструктуры управления, появлении новых видов деятельности (их ищут в пояснениях к годовому бухгалтерскому балансу);
- перспективности деятельности (прогнозы строят на основании анализа динамики прибыли, объёмов производственной деятельности).
Проверка состояния
Здесь оценивается финансовая устойчивость и, как результат, грамотность денежных вложений. По результатам также строят прогнозы.
К слову, на этом этапе анализа финансового состояния предприятия оцениваются следующие коэффициенты:
- ликвидности;
- структуры капитала (он гарантирует стабильность, но важно, чтобы при этом не отмечался рост заёмного капитала).
Анализ результатов деятельности
Оценивается деловая активность и рентабельность. Для этого сравнивается деятельность оцениваемого предприятия с деятельностью конкурентов, чтобы сопоставить величину рынков сбыта, объёмы выпускаемой продукции. Также смотрят, эффективно ли используются ресурсы, соблюдается ли производственный план.
Анализ структуры баланса
Проверяется риск неплатёжеспособности. Так, на проблемы могут указывать: приостановка текущих платежей, неспособность совершить кредитные платежи в течение 3-х месяцев. Также оцениваются перспективы: может ли организация вскоре стать банкротом.
Разработка рекомендаций по улучшению работы
В заключение по итогам проведённого анализа финансового состояния предприятия составляют список задач, которые позволят улучшить положение. Например, могут рекомендоваться:
- привлечение инвестиций;
- модернизация оборудования, использование новых технологий, сырья;
- повышение качества продукции;
- снижение уровня затрат на производство и т. д.
Может подниматься вопрос и о более рациональном использовании активов предприятия или оптимизации расходов через сокращение численности сотрудников и пр.
Надо ли говорить о том, что на основании выводов по финансовому анализу предприятия принимаются важные решения, корректируется стратегия и т. д.
Выводы
Бесспорно, анализ финансового состояния очень важен для компании. Другое дело, что рекомендации, которые дают специалисты после его выполнения, не всегда удаётся реализовать на практике. Так, порой руководители жалуются на то, что оптимизировать расходы, сократив при этом количество персонала, не всегда легко, так как сложно спрогнозировать, отразятся ли увольнения на будущем положении компании.
В то же время опыт показывает, что здесь не нужно гадать или действовать спонтанно. Важно распределить все функции в организации, внедрив оргсхему. Благодаря этому появится 7 подразделений с сотрудниками, у каждого из которых будет свой ценный конечный продукт, соответственно, своя ответственность и свой вклад в общий результат. Бизнес в таких условиях будет работать как единый слаженный механизм, освободив при этом собственника от текучки и сэкономив ему не только деньги, но и время. А куда собственник потратит это время — на отдых или на разработку стратегии — уже неважно. Главное, что полный контроль над бизнесом сохранится, а доход приумножится. И всё это без приложения титанических усилий.