Найти тему

Была ли у древних римлян совесть? (не делайте поспешных выводов!)

Пора студенчества. Сидим мы на латинском семинаре, читаем Вергилия (правильнее сказать – продираемся через Вергилия). Нескучно, то и дело завязываются дискуссии. И вот пришли мы к теме «совесть»…

– Совесть? – откликнулся самый толковый студент. – Какая совесть? Понятно же: у древних римлян не было никакой совести. Античная культура – это «культура стыда», а не «культура вины». Человек был полностью ориентирован на мнение окружающих; считалось, что дурной поступок – это всего лишь поступок «постыдный». Если ж никто другой не знает о поступке, нечего стыдиться и переживать. У древних людей не могло быть «угрызений совести».

Знал ли поэт муки совести? Бюст автора «Энеиды», I век (фотография Armando Mancini, Wikimedia)
Знал ли поэт муки совести? Бюст автора «Энеиды», I век (фотография Armando Mancini, Wikimedia)

Студент явно читал известную статью Виктора Ноевича Ярхо «Была ли у древних греков совесть?». Антиковед пришел к такому выводу: судя по древнегреческой трагедии – не было. И слово συνείδησις стали понимать как «совесть» – позже.

Большая часть группы взглянула с уважением на самого толкового студента, однако я, ожидая подвоха, решил подождать, что возразит преподавательница. Она быстро открыла латинский словарь и прочла:

conscientia, ae f…

5) совесть (angor conscientiae – Цицерон): mala conscientia– Саллюстий – дурная (нечистая) совесть; recta (bona, optima) conscientia – Цицерон, Сенека, Квинтилиан и т. д. – чистая (спокойная) совесть; salva (или bona) conscientia – Сенека – с чистой совестью, не поступаясь своими убеждениями; conscientia morderi и animi conscientia excruciari – Цицерон – испытывать угрызения совести; conscientia mille testes (поговорка) – Квинтиллиан – совесть стоит тысячи свидетелей; 6) дурная совесть: aliquid in conscientiam ducere – Саллюстий – приписывать что-либо сознанию (чьей-либо) вины.

Как говорят, «пришел лесник и всех разогнал». У римлян классической эпохи совесть – была, несомненно.

А как же древнегреческие трагики и статья Ярхо? Неужели ученый неправ? Да нет! Он же не просто «о древних» писал, но о древнегреческой трагедии V века до нашей эры, а заголовок «Была ли у древних греков совесть?» был эпатажным, привлекающим внимание (как бы теперь сказали – «кликбейтным»).

Театр Диониса в Афинах. Реконструкция XIX века (Public Domain, Wikimedia)
Театр Диониса в Афинах. Реконструкция XIX века (Public Domain, Wikimedia)

Надо сказать, справедливости ради, что не все ученые с Ярхо согласны. Он и сам в конце статьи приводит три пассажа, которые в его теорию не укладываются. Однако он считал, что

сама малочисленность подобных примеров, являющихся исключением, только подтверждает правило.

Другой вопрос: какое отношение имели муки Филоктета или злоключения Ореста к внутреннему миру афинян? Все-таки должна быть разница между нормальным греком и героем, персонажем греческой трагедии.

Однако не это – главное!

Классический Рим и классические Афины – это разные культуры. Между Софоклом и Сенекой – полтысячелетия и много интересного. Абстрактные рассуждения о «древних людях» могут мгновенно разбиться, сталкиваясь с конкретным материалом.

«Не делайте поспешных выводов!» «Осторожнее с обобщениями!» – первая заповедь для тех, кто изучает человека и цивилизации.

Герма III века с изображениями Сенеки (на снимке) и Сократа (фотография Calidius, Wikimedia)
Герма III века с изображениями Сенеки (на снимке) и Сократа (фотография Calidius, Wikimedia)

Допустим, если меня спросят о каких-нибудь крестьянах в немецких деревнях XV века, я скажу, что, пожалуй, слишком мало о них знаю – пока не прочитал источники с литературой. «Общие сведения» об абстрактных средневековых крестьянах – не помогут.

Или другой пример! Исходя из наших «общих» представлений о труде на заводах 120 или 140 лет назад, вы никогда б не угадали, какой бардак тогда творился на конкретных шахтах Кармо в Южной Франции. Официально там была шестидневная рабочая неделя, однако... в понедельник половина горняков не выходила на работу (отдыхали после воскресного отдыха). Многие в это время обрабатывали собственные огороды… Увольнять прогульщиков было бессмысленно – где бы компания нашла других горняков? Поэтому шахтерам, если они проработали 23 дня в месяц (то есть прогуляли только 2-3 дня) платили специальные премии.

Это – реальная история. Подлинный, конкретный материал всегда содержит много неожиданностей.

Все мои статьи, связанные с древней историей, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Как томик Светония изменил мою жизнь

Как жили парижане в XVIII столетии? Улица, чтение, одежда

Прогулка по Волхонке: Усадьба Голицыных, 1-я московская гимназия