Найти тему
Школьный логопед+

1 класс: Противоядие от бездарной некомпетентной программы обучения грамоте в школе. Советы родителям

Приветствую вас, мои подписчики и гости канала!

В своих предыдущих публикациях попробовала более или менее подробно осветить самое начало по обучению грамоте: познавательную сферу (произвольное внимание !), графику (начиная с "постановки руки, наклона"...), звуко-буквенный анализ и синтез (звуковой анализ)
А кто следит за моими статьями и видео , - найдёт и плавное продолжение ...

Сегодня же планирую экспресс-пробегом пройтись по всем УСЛОВНЫМ этапам обучения письму, и чуть подробней остановиться на текущем моменте - третий месяц обучения. (Для систематизации)
-
Почему "условным": не всем деткам есть необходимость в подробном и пошаговом прохождении всех этапов, - актуализируйте
(- определите на данное время)
слабое звено в умениях и навыках вашего ребёнка, и работайте в этом направлении. И ещё причина - программы разные, - хоть какая-то надежда... - может по какой-то всё же ещё учат...

- Мама, помоги понять задание, как и что писать?! - Всегда помогу чем могу...
- Мама, помоги понять задание, как и что писать?! - Всегда помогу чем могу...

В 1 класс дети приходят с разным уровнем развития, степенью подготовленности и т.п. , но всех уравнивают требования по программам. (Как показывает практика, - мало кто в школе заморачивается на ваше речевое заключение до школы).
Кто-то быстро берёт материал, кто-то медленней, но берёт! И вот на этом этапе
не дайте ребёнку почувствовать свою несостоятельность в учёбе по сравнению с другими: - "Ничего страшного, - у меня тоже так было, а мы с мамой попробовали писать вот так... и у нас получилось! И у тебя получится!"

Вы лучше знаете своего ребёнка: зажгите для него лучик надежды!
А позже, если вы всё правильно сделаете,
ВОЛШЕБНЫМ образом - ВЕЛИКАЯ СИЛА ПЛАСТИЧНОСТИ ДЕТСКОГО МОЗГА - ребёнок начинает понимать закономерности, автоматика совершенствуется и т.п. - и как страшный сон вы будете вспоминать свой 1 класс ...

Это сложное время пройдёт! Пусть ребёнок выйдет из него с наименьшим ущербом для своего (да и вашего) психического здоровья!

Позволю себе напомнить: Мы формируем ОСНОВУ, а не "плетёмся в
хвосте программы!
Она даёт ребёнку уверенность в себе; понимать, о чём говорит учитель, иначе: говорить с учителем на одном языке. Это важно! Надо же как-то подготовиться к непредсказуемости...

Итак -

Первый этап - Подготовительный (до школы):

Познавательная сфера - все сферы: восприятие (сенсомоторное!), внимание (произвольное!), память, мышление

Некоторые уточнения:
- Сенсомоторное: вижу (фиксирую взор) - различаю - обвожу - могу
повторить (воспроизвести); зрение + память + моторика
- Рядоположение - умение ребёнка продолжить ряд: числовой,
временные представления (число, месяцы, времена
года и т.д.), семья - по старшинству и т.д.; понятия:
"соседи (числа, объекта)", слева, справа, предыдущий и
т. д. + ЧЕРЕДОВАНИЕ (фигур, значков ...)
-
Это всё нам нужно для процессов звукобуквенного анализа в письменной речи (чтении и письме) в будущем;
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ!

Речевые категории: словарь, грамматический строй речи, связная устная речь, - более или менее сносно даются в рамках общеобразовательного дошкольного обучения.
Разумеется, при недостаточной сформированности или же при отсутствии "чувства языка", стандартной подготовки в этом направлении будет маловато

Звуко-буквенный анализ

Тут уж, извините за повторы тоже, - "Танцуем как говорится от печки":

Всё начинается отсюда: и при "запуске речи",  и при подготовке к школе...
Всё начинается отсюда: и при "запуске речи", и при подготовке к школе...

Опять же - см. предыдущие посты по теме, - надеюсь, было достаточно подробно. И всё же напомню, тезисно:

Гласные звуки и буквы - Сочетания гласных - Согласные звуки и буквы

Закрытый обратный слог по схеме ГС: анализ+ чтение - Прямой открытый слог по схеме СГ: анализ+чтение = чтение по следам анализа
Здесь же:
Первый способ смягчения согласных звуков - перед гласными первого ряда; Пары согласных по звонкости-глухости...
Раньше этот материал изучался лишь на практическом уровне:
чтобы только ребёнок чувствовал разницу на слух и в произношении ... Оказалось: ТРЕБОВАНИЯ СТАЛИ ЕЩЁ ЖЁСТЧЕ... Ну не знаю: пошла программа 2 класса или что это за вывихи сознания у наших инноваторов!?

Слова без стечения согласных; схемы слов

Сводная слово-схем: других вариантов сочетаний согласных с гласными в слоге в русском языке нет, поэтому, "разбив" слово на слоги, любое новое труднопроизносимое слово  легче произнести быстро и чётко, прочитать и, в конечном счёте - записать с проговариванием по слогам
Сводная слово-схем: других вариантов сочетаний согласных с гласными в слоге в русском языке нет, поэтому, "разбив" слово на слоги, любое новое труднопроизносимое слово легче произнести быстро и чётко, прочитать и, в конечном счёте - записать с проговариванием по слогам

Чуть подробней про слова со стечением согласных: Слова со стечением согласных; схемы слов: в конце, в начале, в начале и в конце:

Читаем первый столбик, читаем в ряд - наращиваем, читаем третий столбик
Читаем первый столбик, читаем в ряд - наращиваем, читаем третий столбик

Читаем первый столбик, читаем в ряд - наращиваем, читаем третий столбик
Читаем первый столбик, читаем в ряд - наращиваем, читаем третий столбик

Простые предложения (составление по вопросам и с опорой); схема Чтение и пересказ сказок, небольших рассказов...

Графика

- обводка, штриховка в разных направлениях, дорисовывания, узоры с наклонными линиями, закруглениями, петельками..., - всё хорошо? Идём дальше:

  • Элементы букв
С этого момента табличка с прописным алфавитом становится нашим настольным пособием


Элементы букв и работа по ним в достаточной степени освещены в предыдущих публикациях; выложу только первую:

Найди в буквах по порядку короткие и длинные наклонные палочки и обведи их, посчитай
Найди в буквах по порядку короткие и длинные наклонные палочки и обведи их, посчитай
  • Буквы строчные (маленькие) и заглавные

Продолжение следует...