Приветствую вас, мои подписчики и гости канала!
В своих предыдущих публикациях попробовала более или менее подробно осветить самое начало по обучению грамоте: познавательную сферу (произвольное внимание !), графику (начиная с "постановки руки, наклона"...), звуко-буквенный анализ и синтез (звуковой анализ)
А кто следит за моими статьями и видео , - найдёт и плавное продолжение ...
Сегодня же планирую экспресс-пробегом пройтись по всем УСЛОВНЫМ этапам обучения письму, и чуть подробней остановиться на текущем моменте - третий месяц обучения. (Для систематизации)
- Почему "условным": не всем деткам есть необходимость в подробном и пошаговом прохождении всех этапов, - актуализируйте
(- определите на данное время) слабое звено в умениях и навыках вашего ребёнка, и работайте в этом направлении. И ещё причина - программы разные, - хоть какая-то надежда... - может по какой-то всё же ещё учат...
В 1 класс дети приходят с разным уровнем развития, степенью подготовленности и т.п. , но всех уравнивают требования по программам. (Как показывает практика, - мало кто в школе заморачивается на ваше речевое заключение до школы).
Кто-то быстро берёт материал, кто-то медленней, но берёт! И вот на этом этапе не дайте ребёнку почувствовать свою несостоятельность в учёбе по сравнению с другими: - "Ничего страшного, - у меня тоже так было, а мы с мамой попробовали писать вот так... и у нас получилось! И у тебя получится!"
Вы лучше знаете своего ребёнка: зажгите для него лучик надежды!
А позже, если вы всё правильно сделаете, ВОЛШЕБНЫМ образом - ВЕЛИКАЯ СИЛА ПЛАСТИЧНОСТИ ДЕТСКОГО МОЗГА - ребёнок начинает понимать закономерности, автоматика совершенствуется и т.п. - и как страшный сон вы будете вспоминать свой 1 класс ...
Это сложное время пройдёт! Пусть ребёнок выйдет из него с наименьшим ущербом для своего (да и вашего) психического здоровья!
Позволю себе напомнить: Мы формируем ОСНОВУ, а не "плетёмся в
хвосте программы! Она даёт ребёнку уверенность в себе; понимать, о чём говорит учитель, иначе: говорить с учителем на одном языке. Это важно! Надо же как-то подготовиться к непредсказуемости...
Итак -
Первый этап - Подготовительный (до школы):
Познавательная сфера - все сферы: восприятие (сенсомоторное!), внимание (произвольное!), память, мышление
Некоторые уточнения:
- Сенсомоторное: вижу (фиксирую взор) - различаю - обвожу - могу
повторить (воспроизвести); зрение + память + моторика
- Рядоположение - умение ребёнка продолжить ряд: числовой,
временные представления (число, месяцы, времена
года и т.д.), семья - по старшинству и т.д.; понятия:
"соседи (числа, объекта)", слева, справа, предыдущий и
т. д. + ЧЕРЕДОВАНИЕ (фигур, значков ...)
- Это всё нам нужно для процессов звукобуквенного анализа в письменной речи (чтении и письме) в будущем;
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ!
Речевые категории: словарь, грамматический строй речи, связная устная речь, - более или менее сносно даются в рамках общеобразовательного дошкольного обучения.
Разумеется, при недостаточной сформированности или же при отсутствии "чувства языка", стандартной подготовки в этом направлении будет маловато
Звуко-буквенный анализ
Тут уж, извините за повторы тоже, - "Танцуем как говорится от печки":
Опять же - см. предыдущие посты по теме, - надеюсь, было достаточно подробно. И всё же напомню, тезисно:
Гласные звуки и буквы - Сочетания гласных - Согласные звуки и буквы
Закрытый обратный слог по схеме ГС: анализ+ чтение - Прямой открытый слог по схеме СГ: анализ+чтение = чтение по следам анализа
Здесь же: Первый способ смягчения согласных звуков - перед гласными первого ряда; Пары согласных по звонкости-глухости...
Раньше этот материал изучался лишь на практическом уровне: чтобы только ребёнок чувствовал разницу на слух и в произношении ... Оказалось: ТРЕБОВАНИЯ СТАЛИ ЕЩЁ ЖЁСТЧЕ... Ну не знаю: пошла программа 2 класса или что это за вывихи сознания у наших инноваторов!?
Слова без стечения согласных; схемы слов
Чуть подробней про слова со стечением согласных: Слова со стечением согласных; схемы слов: в конце, в начале, в начале и в конце:
Простые предложения (составление по вопросам и с опорой); схема Чтение и пересказ сказок, небольших рассказов...
Графика
- обводка, штриховка в разных направлениях, дорисовывания, узоры с наклонными линиями, закруглениями, петельками..., - всё хорошо? Идём дальше:
- Элементы букв
С этого момента табличка с прописным алфавитом становится нашим настольным пособием
Элементы букв и работа по ним в достаточной степени освещены в предыдущих публикациях; выложу только первую:
- Буквы строчные (маленькие) и заглавные
Продолжение следует...