История химического оружия Российской империи еще не написана. Но даже по тем сведениям, что удается почерпнуть из разрозненных источников, виден незаурядный талант русских людей того времени проявившийся в годы Первой мировой войны.
Без помощи Запада и нефтедолларов , буквально за год удалось создать военно-химическую промышленность, снабдившую русскую армию несколькими типами боевых отравляющих веществ, химическими боеприпасами и средствами индивидуальной защиты.
Планировалось, что уже летнее наступление 1916 года, известное как Брусиловский прорыв, будет с применением химического оружия для решения тактических задач.
Впервые химическое оружие на русском фронте было применено в конце января 1915 г. на территории левобережной Польши. Германская артиллерия выпустила около 18 тыс. осколочно-химических снарядов по частям 2-й русской армии, преградившей пути к Варшаве 9-й армии генерала Августа Макензена. Снаряды содержали очень токсичное вещество — бромистый ксилил.
Масштабная химическая война на русском фронте началась 31 мая 1915 г. в том же Болимовском секторе грандиозным газобаллонным выпуском хлора на фронте в 12 км в полосе обороны 14-й Сибирской и 55-й стрелковых дивизий.
Почти полное отсутствие лесов позволило газовому облаку продвинуться глубоко в оборону русских войск, сохраняя поражающее действие не менее чем на 10 км. Опыт, полученный под Ипром, дал основание германскому командованию считать прорыв обороны русских уже предрешенным. Потери русских в результате газовой атаки составили 9036 солдат и офицеров, из них погибло 1183 человека. За этот же день потери от стрелкового оружия и артиллерийского огня германцев составили 116 бойцов. Такое соотношение потерь заставило царское правительство вступить в химическую войну.
Уже 2 июня 1915 года начальник штаба генерал Янушкевич телеграфировал военному министру Сухомлинову о необходимости снабжения армий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов химическим оружием.
Большая часть русской химической промышленности была представлена германскими химическими заводами. Химическое производство, вообще отсутствовало в России.
Немецкие промышленники еще до войны позаботились о том, что бы их предприятия не могли быть использованы русскими для военных целей.
После газобаллонной атаки 31 мая химические нападения германцев на русские войска продолжались с нарастающей силой и изобретательностью.
В первых числах июня 1915 года в русскую армию стали поступать влажные маски, предназначенные для защиты от хлора. Но уже на фронте выяснилось, что хлор через них свободно проходит. Русская контрразведка задержала в пути поезд с масками, шедший на фронт, и исследовала состав противогазовой жидкости, предназначенной для пропитки масок. Было установлено, что эта жидкость поставляется в войска разбавленная водой не менее чем в два раза. Расследование привело на химический завод в Харькове. Его директором оказался немец.
В отличие от Франции и Соединенного Королевства, собственных наработок по химическому оружию, сделанных до начала его применения, у России не было.
До войны жидкий хлор в Империю привозили из-за границы. Единственный завод, на который могло рассчитывать русское правительство в производстве хлора, был завод Южного Русского общества в Славянске. Но 90 % его акций принадлежали гражданам Франции. Получив большие субсидии от русского правительства, завод за лето 1915 года не дал фронту ни тонны хлора. В конце августа на него был наложено ограничение в управлении со стороны общества. Французы подняли шум о нарушении интересов французского капитала в России.
В январе 1916 года ограничения были сняты, обществу предоставлены новые кредиты, но до конца войны хлор заводом так и не поставлялся.
Осенью 1915 года русское правительство попыталось получить от французских промышленников технологии изготовления боевых отравляющих веществ, то им в этом было отказано.
Осваивать производство химического оружия России пришлось самостоятельно. Попытка получить фосген от частной промышленности потерпела неудачу из-за высоких цен и отсутствия гарантий в своевременном выполнении заказов.
В августе 1915 года Химический комитет приступил к строительству фосгенных заводов в Иванове-Вознесенске, Москве, Казани и у станций Переездная и Глобино. Было организовано получение хлора на заводах в Самаре, Рубежном, Саратове, в Вятской губернии. В августе 1915 года были получены первые 2 тонны жидкого хлора. В октябре началось производство фосгена.
С октября 1915 года в России начали формировать химические команды для выполнения газобаллонных атак. Первое применение русскими химического оружия произошло во время мартовского наступления Северного и Западного фронтов в районе озера Нарочь.
Наступление было предпринято по просьбе союзников и имело целью ослабить германское наступление на Верден. Оно обошлась русскому народу в 80 тыс. убитых, раненных и искалеченных. Химическое оружие русское командование рассматривало в этой операции в качестве вспомогательного боевого средства, действие которого предстояло изучить в бою.
На вооружении русской армии состояли два типа специальных баллонов — большой (Е-70) и малый (Е-30). В больших помещалось 70 фунтов (28 кг) хлора в жидком состоянии, в малом — 30 фунтов (11,5 кг).
Внутри баллона находилась сифонная железная трубка, по которой сжиженное отравляющее вещество выходило наружу при открытом вентиле. Баллон Е-70 выпускался с весны 1916 года, с этого же года прекратили выпускать баллоны Е-30.
Для ускоренного выпуска хлора в баллоны дополнительно накачивали воздух до давления 25 атмосфер или использовали аппарат профессора Н. А. Шилова. Он подавал в баллоны с хлором воздух, сжатый до 125 атмосфер. Под таким давлением баллоны освобождались от хлора в течение 2-3 минуты.
Первый русский газопуск состоялся во время летнего наступления 1916 г. на направлении главного удара 10-й армии северо-восточнее Сморгони.
Газопуск был выполнен 19 июля. Всего было установлено 2 тыс. баллонов с хлором. Газопуск осуществлялся в течение получаса. Сначала было открыто 400 баллонов, затем через каждые 2 мин открывались по 100 баллонов. После газопуска предполагалось наступление двух рот. Русская артиллерия открыла огонь химическими снарядами по позиции противника.
Всего за 1916 год русские химические команды произвели девять больших газопусков, в которых использовали 202 тонны хлора.
К концу 1916 года благодаря повышению химической дисциплины русских войск и оснащению их противогазами Зелинского-Кумманта, потери от газобаллонных атак немцев значительно уменьшились.
К началу 1917 г. газопуски перестали быть действенным средством ведения химической войны, а их место заняли химические снаряды. С февраля 1916 года на русский фронт поставлялись химснаряды двух типов: удушающего и отравляющего действия.
В боевой практике наибольшую эффективность показали снаряды отравляющего действия. Поэтому в июле 1916 года Ставка отдала распоряжение изготовлять снаряды только ядовитого действия. Всего за 1916 год военно-химические предприятия России произвели 1,5 млн. химических снарядов.
Благодаря заданному в годы Первой мировой войны толчку к развитию отечественного химического оружия, в советское время оно превратилось в серьезный сдерживающий фактор.
Германия не решилась развязать химическую войну против СССР. Советские средства химзащиты обладали очень высоким качеством, поэтому немцы, в качестве трофеев, оставляли их для нужд своей армии.