Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Страна должна знать своих героев. Но был ли героем Емельян Пугачёв? Достоин ли он нашего внимания? И что было такого в этом простом человеке, из-за чего о нём пишут толстые книги вот уже более двух веков?
Внешность атамана
Начнём с внешности яицкого атамана и штатного любимца советской историографии. Принято думать, что Пугачёв был представительным человеком с окладистой бородой и повадками лидера. Насчёт повадок чуть позже, а что касается внешних данных, то роста он был, прямо скажем, небольшого и богатырским телосложением не обладал. В официальных бумагах указано, что в Пугачёве было "два аршина четыре вершка с половиной", то есть около 162 см. Для сравнения, средний рост новобранцев в середине 18 в. составлял 165 см. Широкий в плечах и тонкий в пояснице, внешне Пугачёв не выделялся их толпы, да ещё и говорил, по одной из версий, "тихо и нескоро".
Оценки аристократов
Враги Пугачёва из лагеря аристократов в основном ругали "злодея" по чём зря. Екатерина II писала о нём, как о глупце, пьянице и трусе. Подавлявший пугачёвское восстание А. Бибиков, а вслед за ним и большинство дореволюционных писателей, считали народного любимца "чучелом", которым манипулировали яицкие казаки.
Но изредка в стане пугачёвских ненавистников звучали и другие слова в его адрес. Та же Екатерина писала Вольтеру в начале восстания, что Пугачёв "чрезвычайно смелый и решительный человек". Следователь но его делу М.Н. Волконский высказался однажды, что
"самозванец, хотя человек злой и предерзкий, но пронырливый, и в роде своём - прехитрый и замысловатый".
Неоднократно встречавшийся с Пугачёвым Н.И. Панин замечал в частной переписке:
"Надобно и в злодействе дать ему справедливость, что дух имеет он бодрый, который бы мог быть весьма полезен, если бы обращён был не во зло, а в добро".
Историк Войска Донского В. Броневский тоже замечал у Пугачёва большие способности, хотя и отказывал ему в благородстве мыслей и поступков.
Новую струю в оценку Пугачёва внесли декабристы. Они тоже считали самозванца злодеем, но в то же время разглядели в нём черты российского Робин Гуда, боровшегося с социальным злом методами, которые были ему в то время доступны. Революционеры-народники подправили характеристику своих предшественников и объявили Пугачева своим предтечей, но это уже немного другая тема.
Героем или злодеем был Пугачёв
Так кем же был Емельян Иванович Пугачёв - кровожадным злодеем с большой дороги или рыцарем без страха и упрёка, защищавшим народа от угнетения? Был ли он благороден или циничен и жесток? Для правильного ответа на эти вопросы имеются два свидетельства - воззвания Пугачёва к народу и его признание на следствии.
На допросе Емельян Пугачёв сказал, что "какие бы злодейства ни делал, то не ощущал в себе человеческого сожаления, а тем меньше - раскаяния". Какой вывод можно сделать из этого признания? Только один - Пугачёв был уголовным преступником, пролившим много невинной крови. А вот его воззвания показывают совсем другого человека, обещавшего своему народному войску свободу и равенство, счастье и жизнь без угнетателей.
Как человек, Пугачёв отличался смелостью, природным умом, силой и выносливостью, отзывчивостью и умением расположить к себе добрым словом. Его беда состояла в том, что он родился в период острых социальных противоречий, разрешить которые мог только бунт. Пугачёв вызвался руководить этим бунтом и делал своё дело в духе времени.
Жаль, что власть имущие не захотели понять причины поступков яицкого атамана, обозвали его "чудовищем", закрутили гайки и успокоились. А зря, и 1917 год им это показал.