Сталин видел свою жизнь и историю своего правления как эстетический акт. Для него это история одиночества и неизбежности судьбы кесаря.
Есть такая сталинская байка (?), но зато какая! Она сродни фразе Ивана Грозного в фильме Эйзенштейна, когда царь жалуется на свое одиночество и ощущение сиротливости. Сталин говорит:
"Все говорят великий- великий, а чай выпить не с кем".
Конечно, ведь он уничтожил всех своих гостей или сделал их покорными соратниками.
В годы большого террора пострадали:
Александр Сванидзе, партийная кличка «Алёша», – брат первой жены Сталина, как сталинский друг он познакомил их. Крупный работник Внешторгбанка СССР, основал и редактировал журнал, занимался переводом и историей. Арестован в 1937 г., расстрелян в 1941 г.
Мария Сванидзе – его супруга, певица. Арестована в 1937 г., расстреляна в 1942 г.
Их родственники и сыновья также подверглись репрессиям.
Станислав Реденс – муж Анны Аллилуевой, сестры второй супруги Сталина. Чекист, секретарь Дзержинского, начальник НКВД Украины, Московской области, Казахстана. Расстрелян в 1938 г.
Авель Енукидзе – крупный партийный деятель, друг Сталина еще с Тифлиса, крестный второй супруги. Расстрелян в 1937 г.
Родственники Григория Орджоникидзе (Серго), друга Сталина с дореволюционных времен; Папулия Орджоникидзе, старший брат расстрелян в 1937 г.; Зинаида Орджоникидзе, супруга Серго Орджоникидзе, осуждена на 10 лет заключения. Еще два брата и племянник Серго были репрессированы, но их точная судьба мне неизвестна. Сам Серго Орджоникидзе покончил жизнь самоубийством в 1937г. Было трудно терпеть произвол в отношении своих работников в Наркомате тяжёлой промышленности и вызванный из-за этого конфликт со Сталиным.
Были отправлены в ссылку или расстреляны супруги сталинских соратников (Калинин, Буденный, Молотов). Жена личного секретаря Сталина, Александра Поскребышева, расстреляна.
После войны в ссылку отправлены родственники второй жены. Анна Аллилуева, сестра Н. С. Аллилуевой, Евгения Аллилуева, жена брата второй супруги Сталина, и ее дочь Кира Аллилуева (племянница Сталина).
Многие из них большевики с большим партийным стажем, до революции работали в подполье. Ни заслуги, ни дружба, ни родство ничего не значат для вождя, жить по праву в его стране может только один человек – он сам.
Дочь (Светлана) спрашивает своего отца (Сталина)
— Папа, за что ты посадил моих теток? Они же меня воспитали, я с ними выросла.
— Будешь приставать – и тебя посажу.
В этой шутке кроется природа сталинской власти и семьи, хотя бы потому, что в других семьях так ни за что не пошутят.
Сталин не признавал за другими право на индивидуальность.
Другим оставалось право быть верными слугами (не слишком раболепствующими лично перед ним), юродивыми, врагами и еретиками, но только не оригиналами и инициаторами чего-либо.
Главный герой жизни Сталина не социализм, не страна, не нация, не пролетариат, не социалистическая культура, а он сам, ибо только он может обеспечить всему этому исторический смысл и предназначение, ценой своего благополучия, общения, жизни.
Смысл сталинской жизни, ее сюжет- самоубийство бога или убийство, спровоцированное им самим. После чего по логике проводника этого сюжета наступает лишь смута, разруха, ибо приходят те, кого он справедливо держал в страхе, ибо никто более не в состоянии править одной шестой частью земли