Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
Я был в 61-м ШМАС (Лебяжье, Ленинградская область, в/ч 26260) с мая по октябрь 1977 года. Из нас готовили авиационных механиков вертолётов. Никакой дедовщины не было и в помине. До присяги была беготня, строевая, взлёт-посадки и т. д. Этим занимались замки-сержанты, а не деды. Всё было строго по Уставу.
Наша рота была пограничной, собрали курсантов из разных пограничных округов. Было землячество, но в разумных пределах. А после присяги началась очень напряжённая учеба. Готовили очень серьёзно, за неуспеваемость одного курсанта могли весь взвод в личное время гонять по полосе препятствий. Было много практических занятий. Я до армии закончил Московский авиационный моторостроительный техникум, имел квалификацию техника-механика по авиационным двигателям. Но за неполных шесть месяцев ШМАС получил больше полезных знаний и навыков, чем за три с половиной года в техникуме. Мне было проще, а были ребята со школьной скамьи, без элементарных технических навыков. Они по ночам в туалете конспекты зубрили. А в целом было интересно, полезно и весело.
**
Все 2 года службы (1968-1970 г.) в авиации ПВО под Ашхабадом занимался физической подготовкой. Служебные обязанности исполнял легко - сказывалось образование, призывали с 3-го курса техникума. Больше такой возможности следить за своим здоровьем в жизни не было, спасибо СА. Физической подготовки хватило на всю жизнь.
**
Служил в учебной авиационной базе. Срочники служили в батальоне связи (БС и РТО) и батальоне обеспечения (БАТО), где я и был водителем. Обеспечением полетов (имею ввиду наземное обеспечение): АПА, ТЗ, ВЗ, НПСК, санитарный автомобиль - занимались срочники, дежурный был офицер или прапорщик. И только если кто-то из срочников заболел или некем заменить, тогда ставили контрактников.
Полёты были интенсивными, летом в 2 смены. Лично мне было в кайф быть на аэродроме, нежели в казарме сидеть. Там как-то свободнее было, можно чай попить, поспать иногда. Мой совет будущим призывникам - берите с собой водительское удостоверение, особенно если категория ВС, может повезёт, будете весь год за рулём.
**
Аэродром Чойрен, Монголия городок в горной степи. Школа 10-летка, ДК, большой спортзал, бассейн, несколько магазинов, даже "стекляшка" с самообслуживания, пекарня, стадо коров, недалеко пресное озеро. Несколько 5-этажек, гостиница, кафе. Летали часто. С парашютом прыгали очень часто, даже старшеклассники. У меня и у моей семьи остались самые светлые воспоминания.
**
Служил на Северном Сахалине 1967-1968 годы. Зимой носили полушерстяную форму, она более приличней выглядит по сравнению с х/б, пилотка такая же, в ней, как правило, и уходили на дембель. Сапоги выходные у меня украл предыдущий дембельский состав. Каптенармус был с нашего года, вот его и обработали предыдущие дембеля. Пришлось просить его подобрать приличные сапоги. Нашёл, но в голенище маловаты, других не было, пришлось лететь с Сахалина в них! По приезду домой всю форму постирал, вложил в посылку с бутылкой рома и отослал в свою часть на имя одного из наших. Я попал под два года, а остальные уже уходили позднее, после нас. Это был первый год перехода с трёх лет на два и всех сразу не отпускали!
**
В ЗабВО, если не дурак, можно было спокойно сделать карьеру лет за 5, например, от командира взвода до комбата и в академию. Замены оттуда были нормальные: в группы войск, в Прикарпатье, Киевский, Одесский округа. Главное - попасть в дыру по молодости, а не под конец службы.
Читайте также: Какая дедовщина была в ШМАС?
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.