Если мы говорим о развитии речи ребёнка, мы в первую очередь обращаем внимание на нарушение произношения звуков. Иногда это проходит с возрастом, но может являться составной частью более сложных нарушений. У моей младшей дочери в 6 лет никак не получалось произнести звук "р". Пошли к врачам. Кто-то говорил, что нужно подрезать уздечку, короткая. Кто-то обещал, что пройдёт само с возрастом. Но ребёнку идти в школу.
Пошли к логопеду. Сходили всего на одно занятие. Получили ряд упражнений. Начали упорно заниматься дома. Через неделю звук был произнесён правильно. Не надо отчаиваться - первое правило. Второе правило - нельзя ничего бросать на самотёк. Мол, само пройдёт. А если не пройдёт? Речевые нарушения затрудняют у школьников обучение русскому языку, чтению. Это, в свою очередь, ведёт к неуспеваемости ребёнка в школе по другим предметам, нарушается коммуникативная деятельность. Самое печальное - ребёнок отказывается ходить в школу.
Поэтому, чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком, играть с ним, тем лучше. И конечно же, игровые моменты нужно готовить, делать их увлекательными и занимательными.
Речевые игры. Театр «Сказка»
«В гостях у Зимы»
Приветствие.
- У леса на опушке
Жила Зима в избушке.
Она снежки солила в берёзовой кадушке.
Она сучила пряжу, она ткала холсты,
Ковала ледяные да над реками мосты.
Раз, два, три, четыре,пять,
В лес пойдём сейчас гулять.
Сборы на прогулку.
- На прогулку собирались,
Быстро быстро одевались,
Шапку будем надевать
И при этом танцевать. (Качают головой).
На прогулку собирались,
Быстро-быстро одевались.
Перчатки будем надевать
И при этом танцевать. («Фонарики»).
На прогулку собирались,
Быстро-быстро одевались.
Шубку будем надевать
И при этом танцевать. (Локти вверх-вниз).
На прогулку собирались,
Быстро-быстро одевались.
Ботинки будем надевать
И при этом танцевать. (Поднимают колени).
Дети встают в круг. Ведущий рассказывает историю и показывает действия, которые дети повторяют под музыку.
Налетела вдруг пурга, закружила, замела.
Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. (Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.)
Кругом голова идет? Покрутись наоборот! (Кружатся в противоположную сторону.)
Прыгать будем, как пружинки. (Прыгают на месте.)
Ловим мы теперь снежинки. (Поднимают вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.)
Снежный шарик мы скатаем (делают движения ладошками, будто лепят).
И друг в друга им бросаем. (Делают броски вперед, по очереди меняя руки.)
Поиграли со снежком, крикнем громко! С праздником!» (Кричат).
Пришла Матушка Зима,
Всё метелью замела.
По сугробам мы идем
В лес дремучий напролом. (Шагают).
А в лесу полно зверят,
Все под ёлками сидят.
Только зайцу не сидится,
Он поёт и веселится. ( Дети скачут, как зайцы).
А в лесу полно зверят,
Все под елками сидят.
А олени – то не плачут,
Быстро по сугробам скачут. (Дети показывают прыжки оленей).
А в лесу полно зверят,
Все под елками сидят.
Только рыжие лисицы
Воображают, как девицы. (Идет, приподняв руки перед собой и поворачиваясь из сторону в сторону).
А в лесу полно зверят,
Все под елками сидят.
Только зайцы для мишки
Собирают в лесу шишки. (Дети изображают медведей).
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Пальчиковые упражнения.
Рукавички для лисят.
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисёнка Саши.
Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки лисички,
В рукавичках да-да-да,
Не замёрзнем никогда.
Игра «день-ночь»
Филин, филин,
Что сидишь?
Филин, филин,
Что глядишь?
- За порядком наблюдаю,
Кто шевелится - поймаю. (Маска филина и платочки, По команде «День» все прыгают, по команде «ночь» прячутся за платочки).
Игра «Собери шишки».
Игра «Донеси снежок в ложке».