Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Слово бахадур только на первый взгляд кажется незнакомым. Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, оно древнетюркского происхождения и соответствует русскому слову богатырь. Так кем же были монгольские "богатыри" Чингисхана и какую роль они играли в его Империи? Давайте разбираться.
Как появились монгольские бахадуры
Согласно мнению В. Бартольда, после 1161 г. циньский император издал манифест о начале войны с Мэнгу-дада. Так называлось монгольское племя, господствовавшее на границе с Северным Китаем. Вскоре после этого монголы были разгромлены буир-норскими татарами.
"В конце того же столетия, - пишет В. Бартольд, - китайское правительство уже должно было вооружить против этих татар караитов и монголов. Во время этих войн впервые выдвинулся Тэмуджин с набранной им дружиной из степных аристократов".
Версия об аристократическом происхождении дружинников-бахадуров, изложенная В. Бартольдом, весьма соблазнительна, но от неё следует отказаться. Род Тэмуджина принадлежал к так называемой "чёрной кости" и был далёк от аристократизма. Напротив, знатные монголы, относившиеся к родам "белой кости", ненавидели Тэмуджина, так как он пользовался широкой поддержкой бедноты, которая сотнями стекалась под его знамёна.
Именно для защиты от кочевой знати в 1203 г., победив кераитов, Тэмуджин назначил своего брата Хасара ответственным за защиту лагеря, и "создал элитный отряд из 150 телохранителей, 70 из которых должны были охранять лагерь днём и 80 - ночью". Вдобавок к ним в качестве личной дружины Тэмуджин создал "тысячу храбрых". По сути, это была монгольская гвардия, которая в военное время составляла авангард ханского войска, а в мирное - несла стражу при его дворе. Это и были первые бахадуры Чингисхана.
В 1206 г. гвардия была увеличена до 10 000 человек. Каждый сын тысячника приводил с собой своего родственника и 10 товарищей. Сын десятника и просто свободный человек приводил одного родственника и трёх товарищей. Было объявлено, что если "кто желает вступить в гвардию, тому никто не должен препятствовать".
Попадая в ближнее окружение хана, новоявленные бахадуры оказывались у него на виду. Он присматривался к ним и делал оргвыводы.
И всё же бахадуры стали аристократами
Очень скоро для управления империей Чингисхану потребовались проверенные люди. Самой подходящей целевой группой для подбора персонала оказались, конечно, бахадуры. Они верой и правдой служили Чингисхану, и он, назначая их на должности, решал две важные задачи.
Чингисхан лучше других понимал, что верности без взаимности не бывает. И он платил своей гвардии полной мерой, раздавая лучшим из воинов высокие чины. Ну и одновременно он расставлял толковых военачальников и администраторов по всей стране, подчиняя её своему контролю.
Даже самый последний гвардеец-бахадур был выше по чину всех командиров монгольской армии. Однако особым доверием Чингисхана пользовалась первоначальная "тысяча бахадуров". Они получали самые ответственные задания и они же награждались титулами нойонов, темников, тысячников и так далее.
"Из гвардии Чингисхана вышло большинство его военачальников. Таким образом, благодаря этому учреждению, начальство над военными силами на всём пространстве империи находилось в руках людей, лично испытанных ханом. Результат деятельности этих полководцев показывает, с каким искусством и каким знанием людей Чингисхан выбирал своих помощников" (В. Бартольд).
Привилегии бахадуров
Высший слой бахадуров довольно скоро занял столь высокое положение в монгольском обществе, что остальные его члены могли им только завидовать. Как люди, близкие к императору, тарханы (так их теперь называли) получили невиданные привилегии:
- они не платили податей;
- военная и охотничья добыча переходила в их полную собственность;
- они могли являться к хану в любое время, не спрашивая разрешения;
- они привлекались к ответственности только за 9-е совершённое ими преступление, да и то только в случае, если за него предусматривалась смертная казнь.
Бахадуры стали крупнейшими военачальниками Чингисхана. Самым ярким среди них был Субэдэй-бахадур. Они стали опорой власти в Монгольской империи. Ну а когда она распалась, они мимикрировали в скотоводческую знать, завладели пастбищами и стадами, оказывали влияние на ханов, боролись с ними за территориальную автономию и понемногу расшатывали устои той же самой Золотой Орды, которая рухнула из-за междоусобицы, поддержанной потомками гвардейцев Чингисхана.