В своё время читал "Историю России с древнейших времён" Сергея Михайловича Соловьёва, и дойдя до времени правления Иоанна Четвёртого, которому великий историк посвятил целый том с хвостиком, поразился насколько реальный исторический облик Ивана Грозного не соответствовал той статуи, которую лепили из него в учебниках истории, искусстве и литературе. Особенно в кино, начиная с Сергея Эйзенштейна (не подвергая сомнению гениальность его фильма).
Масштаб личности первого царя России, само собой, преуменьшить было трудно, но мазки психологического портрета прежде получались слишком жирными и однотонными по сравнению с тем, что было на самом деле.
Мне всегда хотелось, чтобы Иоанн Четвёртый предстал на экранах во всей своёй красе и не красе, со всеми своими уникальными чертами, со всеми тонкостями выдающегося характера. И вот, наконец, дождались - образ Грозного в сериале Алексея Андрианова, на мой взгляд, соответствует действительности гораздо больше предыдущих попыток его описать.
Радует, что и сериал в целом оказался серьёзной художественной психологической драмой, а вовсе не аляпистой приключенческо-исторической поделкой, вроде "Тобола" и не какими-нибудь фантастическими играми престолов - авторам сериала "Грозный" явно было не до игр и развлекаловки, и в историю они вникали довольно глубоко. Единственная крупная неточность засветилась в последней, восьмой серии. Но об этом - в конце обзора.
В новом фильме Иван Васильевич впервые показан точно - человеком высокого духовного и интеллектуального развития, чрезвычайно для того времени образованным и всесторонне развитым, превосходящим этими качествами всех окружающих. Он здесь не только великий реформатор (а как на завоевателе внимание вообще практически не заостряется), а потом и великий тиран, но ещё - писатель и композитор (часть музыки к фильму, к слову - обработанные стихиры, сочинённые самим Грозным). Жалко, что его письмам Курбскому уделено мало места - его яркие ответы первому русскому диссиденту, интеллигенту-западнику, эмигранту Курбскому - настоящий литературный шедевр.
Иван здесь - человек с предельно утончённой и глубоко ранимой натурой, способен любить всей своей огромной душой. Недаром его - молодого - иногда называют "Гамлетом на троне". Он долго колебался, прежде чем начать мстить своим врагам и недоброжелателям, травившим его и его близких с раннего детства. Правда, Гамлетом он был до поры, до времени - поздний период правления это больше кровавый Макбет, чем сомневающийся принц датский.
Вот и в сериале два разных периода довольно резко разграничены. Во-первых, играют царя два разных актёра - сначала Александр Яценко, потом Сергей Маковецкий. И этот выбор хорош - глубокие, грустные глаза Яценко и потрясающие пальцы Маковецкого - это уже половина точности образа.
Во-вторых, сериал делится как бы на две части: "светлую" и "темную". Первая – период жизни Ивана с Анастасией (её сыграла Татьяна Лялина - этот удачный дуэт перекочевал из сильного "Ненастья"), вторая – его жизнь после ее смерти. В соответствии с таким сюжетом изменяется весь антураж - цвет стен, реквизит, ткани, царские троны и даже костюмы: события до смерти Анастасии разыгрываются в более светлых и нежных тонах, а после ее гибели ткани становятся темнее и грубее, суровее.
Больше всего остального фильм о любви и совести. Любовь Ивана и Анастасии практически определяет судьбу страны. Террор начинается со смерти любимой и их маленького сына, а возрождение величия Иоанна - в тот момент, когда он в отчаянье и панике подбирает богатства для откупа крымскому хану и находит ожерелье Анастасии - воспоминания о ней вдохновляют царя на подвиг - битву при Молодях, которую вполне можно назвать второй Куликовской по своему значению.
Автор сценария - Тимур Эзугбая говорит (цитаты и фотографии - от канала "Россия-1"):
"Для меня весь фильм – в первую очередь история потерянной любви и история погружения человека, который всю жизнь отчаянно тянулся к свету, во мрак. Я бы сформулировал посыл картины так: в какую бы тьму ни погружалась душа человеческая, истинная любовь всегда способна осветить ее. Любовь Ивана и Анастасии – та, которой Бог одаривает далеко не каждого. Их душевное единение – едва ли не самое главное, что есть в картине. Даже когда Анастасия умирает, Иван все еще живет памятью о ней. Поэтому Анастасия на уровне воспоминания никогда не уходит из сценария".
А угрызения совести - искренние и страшно-мучительные (реальные, судя по запискам, оставленным Иваном Васильевичем) - есть буквально во всех сериях. Иван Грозный самозабвенно молится за каждого убиенного по его приказу.
Сергей Маковецкий:
"Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, “лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу”. Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого".
Это противоречие божественного и дьявольского в ранимой душе, наряду с горем потери любимой и сына - основная причина частичного сумасшествия Грозного, приведшего к избыточной подозрительности и жестокости. И это доходчиво показано в сериале.
Хотелось бы ещё отметить заслугу авторов фильма в том, что они не стали слишком много упирать на "безвинные жертвы террора" - про заговоры против Ивана рассказано много и правдиво, и большинство бояр наказано по делу, хотя их правду понять тоже можно (мне особо понравилось как сыграл Владимира Старицкого Артём Ткаченко, а сцена гибели его семьи - одна из самых сильных в сериале).
Заканчивается фильм вполне справедливым текстовым пояснением, что в то время во многих странах царила не меньшая, а то и большая жестокость, и что и в дальнейшем были "и войны, и бунты, и казни". Но не отмечено, что с опричниной после определяющей многое битвы при Молодях Грозный распрощался навсегда, а по словам того же историка Соловьёва: " в последние восемь лет его жизни мы не встречаем известий о казнях".
А это важно - прошедши период безумного ожесточения, царь Иоанн IV, судя по всему - духом возвратился к годам молодости.
Подытоживая, скажу - трагедия его жизни, воистину шекспировского масштаба, мне кажется, очень неплохо передана в этом проникновенном многосерийном фильме.