Четко разграничить признаки этих двух диагнозов не всегда возможно. Как у ребенка-аутиста могут быть симптомы ЗПР, так и у ребенка с ЗПР могут быть симптомы аутизма (ребенок, чувствуя себя не таким, как все, начинает закрываться от общения со сверстниками и другими людьми)
Но отличие аутизма от ЗПР все-таки есть.
Первый критерий: речевой. У аутистов не всегда есть проблемы с речью, чаще всего у них хорошо развита речь, даже могут обгонять своих сверстников по наличию языковых навыков, проблема в речи состоит в том, что аутист не имеет желания и потребности разговаривать с другими. Ребенок с ЗПР чаще всего испытывает трудности в речи, вместе с Психической задержкой идет и речевая. Аутист НЕ ХОЧЕТ говорить, ребенок с ЗПР НЕ МОЖЕТ говорить.
Второй критерий: социализация. Наверное, это главный фактор, по которому можно определить аутизм у Вашего ребенка или ЗПР. Аутист не нуждается в общении с людьми, у него свой мир, в котором ему комфортно. Ребенок с ЗПР рад общению, проявляет стремление, интерес к окружающим сверстникам, но у него в виду задержки развития отсутствует навык завязывать общение (помогите ему, покажите, как нужно знакомиться, как можно проявлять симпатию: учите гладить по голове и обниматься с игрушками).
Третий критерий: ритуалы. У аутистов присутствует ритуальное поведение. ВСЕГДА! Прохождение из комнаты в комнату только по намеченному пути, пить только из одной кружки, складывание одинаковых фигур кубиками и т.д. У детей с ЗПР отсутствуют ритуалы! Ритуалы характерны только для аутистов!
Четвертый критерий: отношение к нововведениям. Обычно любые нововведения вызывают у аутистов панику. Новые штаны, новая игрушка, новый парк для прогулок: это для них всегда выход из зоны комфорта, панический страх от того, что его вытащили из его же скорлупы. Внутри каждого аутиста работает программа, которую они тщательно доводят до совершенства. Все события, движения, график должны быть четко обозначены. Аутист сливается с внешней средой, которую он создал сам, и если появляются нарушения, для него это сродни нарушению в нем самом. Ребенок с ЗПР не ощущает паники и страха при нововведениях, он спокойно наденет новую куртку, прогуляется с Вами дальше, чем вы гуляете обычно. Паника при нововведениях характерна только для аутистов!
Пятый критерий: эмоциональная привязанность к близким. Аутисты безразличны к членам семьи. Да, это действительно так, как бы маме ни казалось, что ребенок ее очень любит, потому что сильно привязан к ней, плачет, когда она уходит даже в другую комнату, не может без нее уснуть... это не любовь к родителю, это желание оставить программу, такой, какая она есть, не менять ничего, мама всегда была рядом, она создает комфорт, поэтому, если она уйдет, скорлупа начнет разваливаться. Мама-та же самая окружающая среда, с которой слился ребенок воедино. Для ребенка с ЗПР очень важна эмоциональная близость с родными, он всегда ищет одобрения и ласки со стороны родителей.
Шестой критерий: обучаемость. Ребенок с ЗПР чаще всего, если с ним занимаются специалисты, в дальнейшем догоняют своих сверстников и уже не отличаются в развитии. Диагноз ЗПР актуален максимум до 12 лет, если остаются нарушения, психиатр обязан пересмотреть диагноз (об этом я писала ранее в статьях. От аутизма же невозможно избавиться полностью, обучение и коррекция даются очень тяжело, обучение аутиста в первую очередь должно быть направлено на адаптацию в окружающем мире.
Каким бы ни был диагноз Вашего ребёнка, необходимо создать все возможные условия для того, чтобы ему было комфортно находиться в своём состоянии. Это первый и главный шаг к выздоровлению! Всем деткам желаю быть здоровыми, счастливыми, сильными! Всем родителям желаю сил, терпения, веры в себя и свои возможности, веры в ребёнка!